решение по иску Авдеева Ивана Семеновича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе о взыскании недоначисленной пенсии.



К делу № 2-1546/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Каневская 1 ноября 2011 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

при секретаре Гринь К.Н.,

с участием истца Авдеева И.С.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Алениной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Авдеева И.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе о взыскании недоначисленной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Авдеев И.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе о взыскании недоначисленной пенсии, указывая, что он работал на Крайнем севере в г. Новый Уренгой, оттуда ушел на пенсию в июне 1987 года. Документы о причитающейся ему пенсии поступили в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе по месту его проживания. В справке №1 указано, что его среднемесячная зарплата составляла 581 рубль 60 копеек. В 1992 году постановлением правительства РСФСР от 3 апреля за №2654-1 в Законе «О государственных пенсиях в РСФСР» было указано, что в целях компенсации в связи с повышением стоимости жизни и изменением в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчислена пенсия, увеличивается или пересчитывается, ранее 1971 года выхода на пенсию. В частности вышедшим на пенсию в 1987 году установлен размер пересчета в 6,4 раза, однако Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе этот пересчет не сделал. Служба по призыву, которая у него продолжалась после перевода из Красной армии в Военно-Морской флот (на Северный флот), в пенсию в общий стаж засчитывалась по закону в полуторном размере, работники Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе этого не делали. С 1 января 2002 года служба в армии или во флоте в общий стаж засчитывается в двойном размере, ему же в общий стаж засчитывают в одинарном размере, трактуя это, что он якобы служил в ВМФ на севере по найму. Кроме этого, его в результате такого толкования ежемесячно обсчитывали в пенсии, еще при валоризации с 01.01.2010 года кроме этого; наказали уменьшением размера валоризации на 5,5%, уменьшив его трудовой стаж на 5,5 лет за счет неучтённого льготного стажа в 5,5 лет. Справки о наличии у него льготного стажа по службе по призыву находятся в его пенсионном деле в Каневском Пенсионном фонде. Просит взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе недоначисленную ему пенсию в течение трёх лет, которая составила согласно расчету 103 709 рублей.

     В судебном заседании истец требования поддержал.

    Представитель ответчика иск не признала, показала, что с 01.02.1998 года до 01.01.2002 года на территории Российской Федерации исчисление пенсий производилось по нормам двух законов: Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 21.07.1997 года №-113 ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В автоматическом режиме просчитывались оба варианта и к выплате устанавливался наиболее высокий размер пенсии.

По документам пенсионного дела с 01.01.1999 года по 31.12.2001 года исчисление пенсии Авдеева И.С. производилось с применением индивидуального коэффициента пенсионера с учетом страхового стажа 40 лет 1 месяц 26 дней. Пенсия на 01.11.1999 года составила 533 рубля 93 копейки, что выше максимального размера исчисленного на эту дату без индивидуального коэффициента пенсионера с учетом общего трудового стажа 43 года 02 месяца 22 дня - 529 рублей 56 копеек.

С 01.01.2002 года вступил в действие Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон от 17.12.2001 года), не внесший принципиальных изменений в порядок исчисления пенсий. Таким образом, расчетный размер пенсии Авдеева И.С. на 01.01.2002 года при стажевом коэффициенте 70% (с учетом страхового стажа 40 лет 1 месяц 26 дней) и предельном отношении заработков 1,2, с учетом сохраненного повышения за работу в годы Великой Отечественной войны в размере 50% минимальной пенсии по старости 92 рубля 66 копеек (п. «ж» ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации») составил 1496 рублей 30 копеек (70%х 1,2х 1671 рубль+92 рубля 66 копеек), в том числе базовая часть трудовой пенсии - 450 рублей, страховая часть трудовой пенсии – 1046 рублей 30 копеек.

До достижения возраста 80 лет размер пенсии Авдеева И.С. составил 3 455рубля 97 копеек (базовая часть трудовой пенсии- 1112 рубля 72 копейки, страховая часть трудовой пенсии - 2343рубля 25 копеек).

Согласно ст. 14 Закона от 17.12.2001года лицам, достигшим возраста 80 лет, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в двойном размере. Заявителю исполнилось 80 лет 24.06.2007 года. С этого момента базовая часть трудовой пенсии увеличилась и стала составлять 2225 рубля 44 копейки (размер трудовой пенсии - 4568рублей 69 копеек).

По состоянию на 31.12.2009 года размер трудовой пенсии составил 8 927рублей 70 копеек (базовая часть - 5 124 рубля, страховая -3848 рубля 70 копеек).

С 01.01.2010 года Федеральный закон от 24.07.2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в Закон от 17.12.2001года. Согласно внесенным изменениям все виды трудовых пенсий подлежат валоризации - повышению денежной оценки пенсионных прав граждан, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002 года с акцентом на периоды работы до 01.01.1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды работы до 01.01.1991 года во внимание принимается весь стаж, имеющийся у гражданина на указанную дату. Никаких ограничений в данном случае не устанавливается. При этом в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года.

Согласно п. 1 ст.30.1 Закона от 17.12.2001года сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 года и сверх того 1% указанной величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.

По имеющимся в пенсионном деле документам за период до 1991 года Авдеевым И.С. отработано полных 40 лет. Таким образом, путем умножения страховой части трудовой пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2009 года, в размере 3848 рублей 70 копеек на коэффициент валоризации 50% увеличение пенсии произошло на 1924 рубля 37 копеек. Размер пенсии с 01.01.2010 года составил 10 897 рублей 08 копеек (фиксированный базовый размер трудовой пенсии - 5124 рубля 00 копеек, страховая часть трудовой пенсии - 5773рубля 08 копеек). С учетом всех индексаций на сегодняшний момент пенсия Авдеева И.С. составляет 12 602 рубля 95 копеек (фиксированный базовый размер трудовой пенсии - 5926 рублей 14 копеек, страховая часть - 6676 рублей 81 копейка). Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Авдееву И.С., 24.06.1927 года рождения, 24 июня 1987 года была назначена пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действовавшим на тот момент Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» с учетом среднемесячной заработной платы 523 рубля 63 копейки.

    С 01.08.2011 года пенсия по старости Авдеева И.С. составляет 12 602 рубля 95 копеек (фиксированный базовый размер трудовой пенсии - 5926 рублей 14 копеек, страховая часть - 6676 рублей 81 копейка).

    Считая размер выплачиваемой пенсии неправильным, Авдеев И.С. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоначисленной пенсии за три года в размере 103 709 рублей, так как полагает, что пенсия ему начислена неправильно: не произведен перерасчет пенсии в 6,4 раза, как вышедшему на пенсию в 1987 году, не засчитана служба по призыву после перевода из Красной армии на Северный флот в полуторном размере, а с 1 января 2002 года не засчитана служба в армии и на флоте в двойном размере, с 01.01.2010 года уменьшен размер валоризации на 5,5% за счет уменьшения трудового стажа на 5,5 лет.

    С 01.01.1992 года вступил в действие Закон РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (далее Закон от 20.11.1990г. №340-1).

    В соответствии со статьей 131 Закона от 20.11.1990г. №340-1 (в ред. Закона РФ от 03.04.1992 N 2654-1) перерасчет пенсии производится по документам, имеющимся в пенсионном деле, исходя из того заработка, из которого исчислена пенсия. Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом.

Этот порядок определен Законом РФ от 03.04.1992 года N 2654-1 «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», введенным в действие с 1 мая 1992года.

Согласно ст.7 Закона РФ от 03.04.1992 N 2654-1 (ред. от 21.10.1992, с изм. от 10.12.1993) «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установлено, что заработок, из которого исчислена пенсия, увеличивается: для пенсий, назначенных или пересчитанных в 1971 году и ранее этого года, в 11.2 раза; в 1972 году - в 10.9; в 1973 году - в 10.6; в 1974 году - в 10.3; в 1975 году - в 10.0; в 1976 году - в 9.7; в 1977 году - в 9.4; в 1978 году - в 9.1; в 1979 году - в 8.8; в 1980 году - в 8.5; в 1981 году - в 8.2; в 1982 году - в 7.9; в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8; в 1990 году - в 5.5; в 1991 году - в 4.3 раза.

    Из материалов дела следует, что пенсия истцу с даты ее назначения по настоящее время исчисляется с учетом среднемесячной заработной платы 523 рубля 63 копейки, принятой за период работы с 01.04.1986 года по 31.08.1986 года, с 01.10.1986 года по 30.04.1987года. Пенсионным органом заработок за 4 месяца 1987 года умножался на 6,4; за 8 месяцев 1986 года на 6,7. Таким образом, заработок истца с увеличением составил 3447 рублей 36 копеек.

    Среднемесячный заработок в 581 рубль 61 копеек является проиндексированным среднемесячным заработком Авдеева И.С. на 01.12.1997года, а не его среднемесячной зарплатой (581 рубль 61 копейка), из которой исчислена пенсия, как указывает истец в исковом заявлении.

    Следовательно, довод истца о том, что ему, как вышедшему на пенсию в 1987 году, не был произведен перерасчет пенсии, не состоятелен.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

Таким образом, пункт 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вводит календарный порядок исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии применительно к отношениям, возникшим до введения в действие названного Федерального закона, в том числе в части установления календарного порядка учета периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и периодов прохождения военной службы по призыву вместо существовавшего ранее льготного (кратного) порядка.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 89 - 92, 95).

Согласно ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 военная служба и другая, приравненная к ней, служба включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; военная служба по призыву - в двойном размере.

Таким образом, статья 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 предусматривала льготное (кратное) исчисление засчитываемых в стаж вышеуказанных периодов.

Реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года.

Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, в Определении от 5 ноября 2002 года, у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9).

Постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, законодатель предоставляет гражданам возможность выбора того способа исчисления пенсии по старости, который в большей мере отвечает их интересам.

    Следовательно, оценка пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002года, с целью их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по желанию пенсионера может осуществляться либо по нормам пункта 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001г., либо по нормам пункта 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001г.

При этом Авдеев И.С. вправе осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства в соответствии с п.4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года

    Из материалов дела видно, что общий трудовой стаж, учитываемый для оценки пенсионных прав по нормам п.3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года, у Авдеева И.С. составляет 40 лет 7 месяцев 2 дня.

    При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001г. в общий трудовой стаж, принимаемый в этих целях, будут учитываться периоды работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере и служба в годы Великой Отечественной войны по призыву в двойном размере. Общий трудовой стаж, учитываемый для оценки пенсионных прав в соответствии с п.4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года, у Авдеева И.С. составляет 43 года 2 месяца 22 дня, однако и расчет пенсии в этом случае будет производиться в соответствии с данной нормой закона.

Как следует из материалов дела, данный вариант конвертации пенсионных прав нецелесообразен, поскольку фактически приведет к уменьшению размера получаемой истцом пенсии, что является отступлением от норм действующего законодательства.

Согласно представленному расчету при оценке пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии Авдеева И.С. составляет 8521рубль 26 копеек, тогда как размер получаемой пенсии - 12602 рубля 95 копеек.

    Таким образом, для истца предпочтительным оказалось получение пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    В соответствии с п. 1 ст.30.1 Закона от 17.12.2001года сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 года и сверх того 1% указанной величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.

Из материалов дела видно, что за период до 1991 года Авдеевым И.С. отработано полных 40 лет. Таким образом, коэффициент валоризации составляет 50% (40% за каждый год работы +10%), который применен при исчислении пенсии истцу.

    Следовательно, довод истца о том, что ответчиком неверно определен его общий трудовой стаж и тем самым нарушены его права при валоризации, является необоснованным.

При изложенных выше обстоятельствах пенсионным органом правильно применен закон и в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ верно произведена индексация и валоризация пенсии по старости.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении иска Авдееву И.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе о взыскании недоначисленной пенсии за три года в размере 103 709 рублей следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Авдееву И.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Каневском районе о взыскании недоначисленной пенсии за три года в размере 103 709 рублей отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья