О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить в стаж пери



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2010 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Корниловой Л.И.

при секретаре Частовой Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО 1 к ОТВЕТЧИКу о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную пенсию, взыскании судебных расходов

у с т а н о в и л:

ФИО 1 обратилась в суд с иском к ОТВЕТЧИКу о включении в трудовой стаж в медицинских учреждениях с Дата обезличена. по Дата обезличена, с Дата обезличена. по Дата обезличена. с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., указав, что она обратилась в ОТВЕТЧИКу о назначении досрочной трудовой пенсии в связи работой не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения и осуществлявшая лечебную деятельность по охране здоровья населения. Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимых 30 лет для назначения досрочной пенсии. Считая отказ незаконным, просила включить в её стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., а также периоды работы в ЮЛ 1 с Дата обезличена. по Дата обезличена в должности ..., периода обучения в клинической ординатуре ... медицинского института с Дата обезличена по Дата обезличена., а также период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении - с Дата обезличена по Дата обезличена, обязать ОТВЕТЧИКа назначить досрочную пенсию с момента обращения.

В судебном заседании ФИО 1 полностью подтвердила свои требования. При этом пояснила следующее. Решением Номер обезличен от Дата обезличена. начальника ОТВЕТЧИКа истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Ответчик произвел подсчет стажа за указанные ниже периоды в календарном исчислении:

- с Дата обезличена по Дата обезличена - ... физиокабинета Санатория-профилактория «...»;

- с Дата обезличена. по Дата обезличена. - ... неврологического отделения Республиканской клинической больницы;

- с Дата обезличена. по Дата обезличена - ... медсанчасти;

- с Дата обезличена. по Дата обезличена - ... поликлинического отделения больницыНомер обезличен;

- с Дата обезличена. по Дата обезличена. - ... поликлинического отделения больницы Номер обезличен;

- с Дата обезличена по Дата обезличена - ... неврологического отделения поликлинического отделения больницы Номер обезличен.

Ответчиком не включен в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет с Дата обезличена по Дата обезличена. Вместе с тем, исходя из смысла ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", Закона СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", ст. 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до Дата обезличена. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Принимая во внимание, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Ответчиком неправомерно отказано во включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд. Аналогичные положения регулировались ст. 112. Кодекса законов о труде российской федерации от 09.12.1971г. Ответчиком не зачтен в специальный стаж период работы в должности ... ЮЛ 1 с Дата обезличена по Дата обезличена. Отказ мотивирован тем, что п. 1 ст. 27 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ распространяет свое действие только на единственную организационно-правовую форму медицинских организаций - учреждения. Истец считает, что данное решение неправомерно, поскольку Ответчиком допущены ошибки в толковании и применении указанной статьи. Согласно п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Постановлением Конституционного суда от 03.06.2004 года № 11-П признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными. Ответчик не включает в специальный стаж период обучения истца в клинической ординатуре Горьковского медицинского института с Дата обезличена. по Дата обезличена В период прохождения клинической ординатуры на базе клиники нервных болезней областной клинической больницы им. ..., истец работала полный рабочий день, полную рабочую неделю: самостоятельно вела истории болезни больных, самостоятельно осуществляла ночные и дневные дежурства по больнице. Согласно п. 18 положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.02.93. N2318, срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.

В соответствии с пп. б п. 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, в непрерывный трудовой стаж, помимо работы в качестве рабочего или служащего, засчитывается время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением. Согласно пп. 6.2.1.2. Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, работникам, предусмотренным в подпунктах 6.1.1 - 6.1.3 указанного Положения, в стаж работы засчитывается время пребывания в клинической ординатуре, а также в аспирантуре и докторантуре по клиническим и фармацевтическим дисциплинам в высших учебных образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Таким образом, вышеуказанный период обучения в клинической ординатуре подлежит включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ №173 -ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», п.З Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ », утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, истец просит: Признать Решение Номер обезличен от Дата обезличена. начальника ОТВЕТЧИКа незаконным; Обязать ОТВЕТЧИКа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена; Обязать ОТВЕТЧИКа назначить истцу досрочную трудовую пенсию; Взыскать с ОТВЕТЧИКа в пользу истца сумму оплаченной государственной пошлины.

Представитель ответчика иск не признала, по следующим основаниям.

Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. При обращении за пенсией, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, после 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 и с 12 ноября 2002 года с применением Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 от № 781. С учетом всех нормативных актов специальный стаж истца составил 27 лет 3 месяца 13 дней и складывается из следующих периодов работы: с Дата обезличена. по Дата обезличена. - ... физиокабинета Санатория-профилактория «...»; - с Дата обезличена по Дата обезличена - ... неврологического отделения ... клинической больницы; - с Дата обезличена. по Дата обезличена. - ... медсанчасти; - с Дата обезличена по Дата обезличена - ... поликлинического отделения больницы Номер обезличен; - с Дата обезличена. по Дата обезличена.- ... поликлинического отделения больницы Номер обезличен; - с Дата обезличена по Дата обезличена - ... неврологического отделения поликлинического отделения больницы Номер обезличен; за исключением административных отпусков общей продолжительностью 13 дней, периода ухода за ребенком свыше 1,5 лет продолжительностью 6 мес. и периодов обучения на курсах повышения квалификации продолжительностью 8 мес. 15 дней. Не может быть зачтен в специальный стаж период работы истца в должности ... ЮЛ 1 с Дата обезличена. по Дата обезличена., так как положение подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществлявшим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения, следовательно, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма - учреждение.

Из этого следует, что периоды работы, протекающие в организации, образованной в форме учреждений независимо от формы собственности, подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.

Следовательно, периоды работы в ..., ... не подлежат включению в стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Статьей № 167 КЗОТ РСФСР от 09.12.1971 г. женщинам представлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения полутора лет. По постановлению Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 с 01.12.1989 г. наряду с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет был введен дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. 323/24-11 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утверждено постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. 3375/24-11), в стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и льготных размерах, засчитывается только время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995 г. № 4485/1-34 периоды административного отпуска по уходу за ребенком до Дата обезличена. могут учитываться в специальный стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии, но не свыше 1 года 6 месяцев. Таким образом, в медицинский стаж истца, не может быть зачтен период ухода за ребенком свыше полутора лет с Дата обезличена. по Дата обезличена. Не включается в специальный стаж период обучения истца в клинической ординатуре Горьковского медицинского института с Дата обезличена по Дата обезличена., так как ст. 81 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 20.11.1996 г. № 340-1 не предусматривает зачета периодов учебы в специальный стаж. Согласно пунктам 4 и 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...» стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, не будут зачтены в специальный стаж периоды административных отпусков с Дата обезличена по Дата обезличена Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., Дата обезличена., а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена по Дата обезличена

В связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет на Дата обезличена., в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 закона №173-Ф3 отказано.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона … лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Как видно из материалов дела, ФИО 1 обратилась в ОТВЕТЧИК с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с деятельностью в медицинских учреждениях более 30 лет.

Комиссией по назначению, перерасчету и выплате пенсии при ОТВЕТЧИК в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимых 30 лет стажа. По подсчету ОТВЕТЧИКа специальный стаж ФИО 1 на Дата обезличена составлял 27 лет 3 месяцев 13 дней.

Не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена по тем основаниям, что согласно пунктам 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Не был включен в специальный стаж ФИО 1 период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с Дата обезличена по Дата обезличена. в льготном исчислении по тем основаниям, что в соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995 г. № 4485/1-34 периоды административного отпуска по уходу за ребенком до Дата обезличена могут засчитываться в специальный стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии, но не свыше 1 года 6 месяцев.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пункту 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ранее действовавшее «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (утв.Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №953) предусматривало включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Следуя действовавшему с 1979 года по 1998 год трудовому и пенсионному законодательству указания о том, что периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации не включались в специальный стаж КзоТ РСФСР и иные нормативные акты не содержали.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в период нахождения ФИО 1 на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, имели место быть отчисления страховых взносов; а также руководствуясь п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд находит требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения её на курсах повышения квалификации с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена.

Период обучения в клинической ординатуре ... медицинского института с Дата обезличена. по Дата обезличена. также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Постановлением Конституционного суда от 03.06.2004 года № 11-П признаны несоответствующими Конституции РФ ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениям, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными.

Согласно п.18 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.02.93 г. № 2318 срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж.

В соответствии с пп.б п.8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхования, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, в непрерывный трудовой стаж, помимо работы в качестве рабочего или служащего, засчитывается время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывании в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением.

Согласно пп.6.2.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377, работникам, предусмотренным в подпунктах 6.1.1-6.1.3 указанного Положения, в стаж работы засчитывается время пребывания в клинической ординатуре, а также в аспирантуре и докторантуре по клиническим и формацевтическим дисциплинам в высших учебных образовательных и научно-исследовательских учреждениях.

В соответствии с п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…» (утв.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности. Изложенное подтверждается информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ №7392-юл и Пенсионного фонда РФ №лч-25-25/1067 от 04.11.2002 года.

С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью необходимо руководствоваться:

- в отношении периодов, имевших место до Дата обезличена - Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464;

- в отношении периодов, имевших место с Дата обезличена по Дата обезличена - Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066;

- в отношении периодов после Дата обезличена - Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г.

Поскольку спорный период имел место до Дата обезличена., при определении специального стажа подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464.

Каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа отпуска по беременности и родам указанные нормативно-правовые акты не содержат.

При таких обстоятельствах, период нахождения ФИО 1 в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена по Дата обезличена подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Ответчиком не зачтен в специальный стаж период работы в должности ... ЮЛ 1 с Дата обезличена по Дата обезличена Отказ мотивирован тем, что п. 1 ст. 27 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ распространяет свое действие только на единственную организационно-правовую форму медицинских организаций - учреждения. Суд считает, что данное решение неправомерно, поскольку ответчиком допущены ошибки в толковании и применении указанной статьи. Согласно п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Постановлением Конституционного суда от 03.06.2004 года № 11-П признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными.

Итого специальный стаж ФИО 1 дающий право на досрочное назначение пенсии на Дата обезличена составляет более 30 лет.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией.

Соответственно трудовая пенсия должна быть назначена ФИО 1 с Дата обезличена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО 1- удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ОТВЕТЧИКа от Дата обезличена об отказе в назначении досрочной пенсии по старости ФИО 1.

Включить в стаж ФИО 1, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет следующие периоды работы: периоды нахождения на курсах повышения квалификации: Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена.; период прохождения обучения в клинической ординатуре с Дата обезличена. по Дата обезличена; период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена по Дата обезличена, периоды работы в ЮЛ 1 с Дата обезличена. по Дата обезличена в должности ....

Обязать ОТВЕТЧИКа назначить ФИО 1 досрочную трудовую пенсию с Дата обезличена.

Взыскать с ОТВЕТЧИКа в пользу ФИО 1 уплаченную госпошлину - 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения.

...

...

Судья Л.И.Корнилова