об обязании принять индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения в эксплуатацию



Дело Номер обезличен ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Александровой Е.И., при секретаре Марковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО 1, ФИО 2 к ЮЛ 1 об обязании принять прибор учета холодного водоснабжения в эксплуатацию, производить исчисление за холодное водоснабжение на основании индивидуального прибора учета,

установил:

ФИО 1 ФИО 2 обратились в суд с иском к ЮЛ 1 об обязании принять прибор учета холодного водоснабжения в эксплуатацию, указав, что в Дата обезличена истцами был установлен в квартире, расположенной по адресу: ..., принадлежащей им на праве собственности, индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Дата обезличена между ЮЛ 2, ФИО 1 и ЮЛ 3 был заключен трехсторонний акт ввода данного прибора в эксплуатацию. Однако ЮЛ 1 как ресурсоснабжающая организация оплату по показаниям индивидуальных приборов учета холодной воды до настоящего времени не производит, чем нарушаются права истцов.

На основании изложенного, ФИО 1, ФИО 2 просили обязать ЮЛ 1 принять прибор индивидуального учета холодного водоснабжения в эксплуатацию.

Впоследствии истицы в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличили исковые требования, дополнительно просили обязать ответчика производить начисления за холодное водоснабжение по счетчику индивидуального прибора учета холодного водоснабжения.

Определением судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от Дата обезличена данные исковые требования были приняты к производству суда ...

В судебном заседании истцы заявленные требования, с учетом их последующего дополнения, поддержали в полном объеме, пояснив, что поскольку получателем денежных средств за холодную воду является ЮЛ 1 именно данная организация должна принять индивидуальный счетчик холодного водоснабжения и производить начисление платежей за холодное водоснабжение в соответствии с показаниями этого счетчика.

Представитель ответчика ЮЛ 1 ФИО 3, действующий на основании доверенности ...), в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом лично под роспись ...), представил в суд письменный отзыв на исковые требования, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку ЮЛ 1 являясь ресурсоснабжающей организацией, состоит в договорных отношениях не с потребителями - физическими лицами, а с исполнителями - управляющими организациями. Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией ВКХ и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. Таким образом, право на оплату услуг холодного водоснабжения по показаниям индивидуальных приборов учета возникает лишь в том случае, если многоквартирные дома оборудованы коллективными общедомовыми приборами учета. Поскольку в многоквартирном доме истцов не установлены общедомовые приборы учета, оплата поставляемой холодной воды должна осуществляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Более того, исполнителем коммунальных услуг ФИО 2, ФИО 1 является ЮЛ 2 поскольку между ЮЛ 1 и ЮЛ 2 заключен договор, на основании которого обязанность расчета за коммунальные услуги с населением лежит на ЮЛ 2 тогда как между истцами и ЮЛ 1» договорные отношения отсутствуют. Таким образом, производить плату за холодное водоснабжение по индивидуальному счетчику в квартире ФИО 1, ФИО 2 обязано ЮЛ 2, в связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица ЮЛ 2 ФИО 4 действующая на основании доверенности ...), с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что Дата обезличена между ЮЛ 1 и ЮЛ 2 был заключен договор купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению Номер обезличен. В соответствии с п. 2.3.3. указанного договора Ресурсоснабжающая организация взяла на себя обязательство самостоятельно или с привлечением сторонней организации вести работу по организации расчетов с потребителями за поставленную в жилое (нежилое) помещение питьевую воду и оказанные услуги по водоотведению. Согласно п. 4.1 договора оплату поставленной питьевой воды и оказанных услуг по водоотведению потребители производят непосредственно Ресурсоснабжающей организации. Таким образом, поскольку ЮЛ 1 является непосредственным получателем средств за холодное водоснабжение, считает, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу должна являться данная организация.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив имеющие значение для дела обстоятельства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ...

Дата обезличена в квартире истцами был установлен индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, соответствующий требованиям ГОСТа, техническим условиям и действующей технической документации, что подтверждается трехсторонним актом о вводе его в эксплуатацию, подписанного ФИО 1, представителем энергосервисной организации и ЮЛ 2 и свидетельством о его приемке и первичной проверки водосчетчика ...

Таким образом, данный прибор индивидуального учета холодного водоснабжения был принят в эксплуатацию, в связи с чем, суд не усматривает спора в этой части иска между сторонами, следовательно, исковые требования ФИО 1, ФИО 2 об обязании принять прибор учета холодного водоснабжения в эксплуатацию являются необоснованными.

Кроме того, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

Вопросы установки индивидуальных приборов учета потребления холодной воды в ... урегулированы Постановлением Администрации ... от 11.07.03 г. № 80, утвердившим Положение «Об упорядочении установки приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплате населением ... коммунальных услуг в жилых домах (помещениях), оборудованных приборами учета».

В соответствии с п.2.2 Положения установка приборов учета осуществляется по заявлению потребителя в управляющую организацию в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Положением.

Согласно п. 2.29 Положения ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется по письменному заявлению потребителей, в зависимости от вида услуги:

2.29.1. В водоснабжающую, теплоснабжающую, газоснабжающую организацию - для потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, присоединенных к наружным сетям водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

2.29.2. В управляющую организацию - для потребителей, проживающих в иных помещениях, не указанных в подпункте 2.29.1.

В соответствии с п.2.30 Положения после установки приборов учета потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию для приемки счетчиков в эксплуатацию. Данную норму права следует применять в совокупности с п. 2.29 Положения.

Согласно п.6.2 Положения управляющая организация обязана:

6.2.1. Предоставлять коммунальные услуги согласно правилам предоставления коммунальных услуг, установленным действующим законодательством.

6.2.2. Доводить до сведения потребителей данное Положение и рекомендации по установке индивидуальных приборов учета воды, тепловой энергии, газа.

Поскольку истцы проживают не в индивидуальном жилом доме, а в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о том, что для организации приемки установленного в их квартире индивидуального водосчетчика ХВС, истцам следовало обращаться в управляющую, а не в ресурсоснабжающую организацию.

Как указывают истцы в своем исковом заявлении, до настоящего времени квитанции за оплату холодной воды продолжают выставляться по установленным законодательством нормативам потребления, а не в соответствии с показаниями прибора индивидуального учета холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов относит лиц, приобретающих по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются, в частности, управляющие организации, которые приобретают указанные выше услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, ТСЖ в доме Номер обезличен по ... не создано, следовательно, в силу действующего жилищного законодательства, полномочия по управлению данным многоквартирным домом возложены на ЮЛ 2

Пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя … плату за коммунальные услуги».

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ «Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)».

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом… собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой организации.

Как следует из представленных копий квитанций по квартире Номер обезличен д. Номер обезличен по ..., стоимость услуг по пользованию холодным водоснабжением выставляется ЮЛ 2, которое является исполнителем данных услуг ...

Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления....

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в редакции от 21 июля 2007 года, «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в соответствии со ст. 3 которого «нормативом потребления коммунальных услуг признается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета».

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В то же время, поскольку в силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года №167, в редакции от 23 мая 2006 года, «договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров».

В соответствии с пунктом 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательными Правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.

К указанным правилам, прежде всего, относятся Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, в редакции от 23 мая 2006 года.

Согласно пунктам 33, 34 указанных Правил количество отпущенной питьевой воды и сброшенных сточных вод осуществляется в соответствии с данными учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

При этом, в соответствии с письмом Минрегиона России от 02.04.2007 № 5709-РМ/07 «О порядке определения объема отпущенного коммунального ресурса (воды)», при отсутствии учета, предусмотренного пунктом 34 Правил, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

В соответствии с упомянутым разъяснением Минрегиона России, при отсутствии приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности, между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.

Указанное разъяснение не противоречит пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, предписывающему, что условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить не только Правилам N 307, но и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. К числу последних относятся Правила N 167, предусматривающие, что для средств измерения оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).

Не зависимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах, доводы истцов о неправомерности произведения ответчиком оплаты коммунальных услуг по нормативам потребления являются не состоятельными, тогда как доводы представителя ответчика о том, что ЮЛ 1 обязано принимать и обслуживать общедомовые приборы учета, а ЮЛ 2 несет ответственность за содержание внутридомовых сетей, их обслуживание и произведение расчета потребления данных коммунальных услуг являются обоснованными.

Таким образом, обращение истцов с иском к ответчику с требованием об обязании производить начисления по показаниям индивидуального водосчетчика ХВС не основано на действующем законодательстве.

Перерасчет платы за потребление холодной воды для лиц, проживающих в многоквартирных домах, также не осуществляется ответчиком. Управляющей организацией многоквартирным домом Номер обезличен по ... является ЮЛ 2

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, именно управляющая организация является исполнителем в части предоставления коммунальных услуг.

Соответственно, обязанности по расчету и произведению платы за данные услуги возлагаются на управляющую организацию.

Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от Дата обезличена, заключенного со всеми жильцами дома Номер обезличен по ... ... именно ЮЛ 2 обеспечивает дом Номер обезличен по ... в том числе и собственников квартиры Номер обезличен, коммунальной услугой по холодному водоснабжению, а также по организации начисления, сбора, распределения и перерасчета платежей собственника за коммунальные услуги, в том числе, по холодному водоснабжению (...).

Так, в соответствии с 2.1 данного договора, собственник передает, а Управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с п. 3.1.4 договора управляющая организация обязана обеспечить предоставление собственнику коммунальных услуг, в том числе холодного водоснабжения, в соответствии с федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества.

В соответствии с п. 3.1.6 управляющая организация обязана производить начисления и сбор платежей, осуществляемых собственником в соответствии с настоящим договором, обеспечивая выставление квитанции-извещения не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным, а также в соответствии с п. 3.1.7 информировать собственника об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 5 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата в ином размере.

В силу п. 3.1.9 договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана производить перерасчет оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Более того, в случае не внесения собственником платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 3 месяцев и более управляющая организация имеет право произвести отключение помещения от подачи водо-, газоснабжения, электро- и теплоэнергии, в порядке, установленном действующим законодательством.

Все виды коммунальных услуг, в том числе, по холодному водоснабжению, в силу ст. 162 ЖК РФ и на основании договора на управление многоквартирным домом ЮЛ 2 производит за плату.

Кроме того, в силу п. 4.4 договора оплата коммунальных ресурсов осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам ресурсоснабжающих организаций.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО 1, ФИО 2 являются потребителями коммунальных услуг, в частности, холодной воды, на основании договора с ЮЛ 2, которая в силу закона обязана производить начисление коммунальных платежей за холодное водоснабжение по установленному истцами прибору учета холодного водоснабжения. При этом, доводы о том, что управляющая организация не получает денежных средств за оплату данных коммунальных услуг, вследствие чего их начислением должно заниматься ЮЛ 1, противоречат действующему законодательству.

Из материалов дела следует, что между ФИО 1, ФИО 2 как собственниками жилого помещения - квартиры Номер обезличен в д. Номер обезличен по ... и ЮЛ 1 какие-либо договоры на предоставление коммунального ресурса - воды, не заключались. Учитывая отсутствие договорных отношений между истцами и ЮЛ 1 доводы ФИО 1, ФИО 2 о том, что ЮЛ 1 является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть принят во внимание.

При этом, ссылка истцов и представителя третьего лица на договор Номер обезличен от Дата обезличена купли-продажи воды, заключенный между ЮЛ 1 и ЮЛ 2 в соответствии с п. 4.1 которого оплату поставленной питьевой воды и оказанных услуг по водоотведению потребители производят непосредственно ресурсоснабжающей организации, не может быть принята во внимание, поскольку данный договор заключен между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, а не непосредственно с потребителями коммунальных услуг, в частности, с ФИО 1, ФИО 2, в связи с чем, в силу ст. 153 ГК РФ не порождает для истцов соответствующих прав и обязанностей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО 1, ФИО 2 к ЮЛ 1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Канавинский районный суд г. Н. Новгорода.

...

... Судья. Е.И. Александрова