ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело Номер обезличен
24 августа 2010 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:
председательствующего судьи Корниловой Л.И.
прокурора Андроповой Н.В.
при секретаре Тарасовой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ЮЛ 1 о запрете осуществлять деятельность по организации и провдению азартных игр
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ... обратился в суд с настоящими требованиями, мотивируя следующим.
Прокуратурой ... по результатам проверки, проведенной в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлен факт осуществления ЮЛ 1 незаконной деятельности по организации и проведения азартных игр с использованием электронных лототронов без соответствующего разрешения по адресу: ....
В соответствии с ч.9 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон №244-ФЗ), деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного указанным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть прекращена до 01.07.2009. Согласно ст. 9 Федерального закона №244-ФЗ игорные зоны могут быть созданы в Алтайском крае, Приморском крае, Калининградской области, Краснодарском крае и Ростовской области, на территории Нижегородской области организация и проведение азартных игр запрещены.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №244-ФЗ азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
При проведении проверки в помещении ЮЛ 1 обнаружены 16 электронных лототронов «...» во включенном состоянии. При осмотре данного оборудования установлено, что они идентичны игровым аппаратам с удаленным купюроприемником, т.к. на центральном блоке управления лототрона установлена игровая программа, на экране в демонстрационном режиме отображаются игральные карты и иная игровая символика. Устройства показывают какие комбинации элементов игрового поля приводят к выигрышу, а какие к проигрышу. Для участия в игре игроку достаточно передать денежные средства кассиру, после чего ему выдается т.н. «лотерейный билет», а сумму переданных денежных средств оператор зачисляет на игровой баланс устройства.
В данном случае между посетителем заведения (игроком) и его работником (оператором, кассиром) в процессе передачи денежных средств достигается устное соглашение о выигрыше по правилам, установленным в заведении. Указанное соглашение основано на риске, так как игрок может проиграть всю сумму денег.
Согласно объяснениям владельца клуба, принадлежащего ЮЛ 1, оно осуществляет деятельность по продаже лотерейных билетов и арендует «лотерейные терминалы» у ЮЛ 2.
Пункты 1, 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» (далее – Федеральный закон №138-ФЗ) предусматривают, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Между тем сведений о направлении в соответствующий уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи ЮЛ 1 не представило.
Согласно ст. 2 Федерального закона №138-ФЗ лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
наименование федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
наименование лотереи;
номер лотерейного билета;
наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также
сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
информацию о месте и сроках получения выигрышей (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лотереях»).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона №138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
По условиям стимулирующей лотереи ЮЛ 1 для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар или услугу участвующую в стимулирующей лотерее и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору «погашенный документ», подтверждающий факт оплаты. Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ЮЛ 1 носит возмездный характер.
Кроме того, согласно п.14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона №138-ФЗ лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.
Вместе с тем, при осмотре электронных лототронов ЮЛ 1, а также при изучении условий данной лотереи установлено, что оснащение лототронов лотерейными программами, а также фиксация прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному.
Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ЮЛ 1 к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда.
Изложенное свидетельствует, что ЮЛ 1 осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием «стимулирующей лотереи» вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено Федеральным законом №244-ФЗ.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Игнорирование ЮЛ 1 требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ч.2 ст.15 Конституции РФ и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.
Кроме того, незаконная деятельность ЮЛ 1 нарушает права граждан, жителей района, т.е. неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь для них негативные последствия. В частности, создает дополнительную мотивацию для людей, страдающих игроманией, совершить корыстные преступления в целях добычи денежных средств для продолжения игры. Азартные игры имеют повышенные риски для социально незащищенных и неблагополучных слоев населения, которые по результатам игры могут остаться без средств к существованию и жилья. Данные услуги, не имеют возрастных ограничений, а следовательно, могут негативно влиять на образ жизни и формирование личности несовершеннолетних.
В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит: Запретить ЮЛ 1, расположенного по адресу: ..., осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.
В судебном заседании прокурор поддержал требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, тогда как о дне слушания дела был извещен.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, с учетом мнения истца, в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой ... по результатам проверки, проведенной в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлен факт осуществления ЮЛ 1 незаконной деятельности по организации и проведения азартных игр с использованием электронных лототронов без соответствующего разрешения по адресу: ....
В соответствии с ч.9 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон №244-ФЗ), деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного указанным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть прекращена до 01.07.2009. Согласно ст. 9 Федерального закона №244-ФЗ игорные зоны могут быть созданы в Алтайском крае, Приморском крае, Калининградской области, Краснодарском крае и Ростовской области, на территории Нижегородской области организация и проведение азартных игр запрещены.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №244-ФЗ азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
При проведении проверки в помещении ЮЛ 1 обнаружены 16 электронных лототронов «...» во включенном состоянии. При осмотре данного оборудования установлено, что они идентичны игровым аппаратам с удаленным купюроприемником, т.к. на центральном блоке управления лототрона установлена игровая программа, на экране в демонстрационном режиме отображаются игральные карты и иная игровая символика. Устройства показывают какие комбинации элементов игрового поля приводят к выигрышу, а какие к проигрышу. Для участия в игре игроку достаточно передать денежные средства кассиру, после чего ему выдается т.н. «лотерейный билет», а сумму переданных денежных средств оператор зачисляет на игровой баланс устройства.
В данном случае между посетителем заведения (игроком) и его работником (оператором, кассиром) в процессе передачи денежных средств достигается устное соглашение о выигрыше по правилам, установленным в заведении. Указанное соглашение основано на риске, так как игрок может проиграть всю сумму денег.
Согласно объяснениям владельца клуба, принадлежащего ЮЛ 1, оно осуществляет деятельность по продаже лотерейных билетов и арендует «лотерейные терминалы» у ЮЛ 2.
Пункты 1, 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» (далее – Федеральный закон №138-ФЗ) предусматривают, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Между тем сведений о направлении в соответствующий уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи ЮЛ 1 не представило.
Согласно ст. 2 Федерального закона №138-ФЗ лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
наименование федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
наименование лотереи;
номер лотерейного билета;
наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также
сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
информацию о месте и сроках получения выигрышей (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лотереях»).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона №138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
По условиям стимулирующей лотереи ЮЛ 1 для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар или услугу, участвующую в стимулирующей лотерее и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору «погашенный документ», подтверждающий факт оплаты. Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ЮЛ 1 носит возмездный характер.
Кроме того, согласно п.14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона №138-ФЗ лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.
Вместе с тем, при осмотре электронных лототронов ЮЛ 1, а также при изучении условий данной лотереи установлено, что оснащение лототронов лотерейными программами, а также фиксация прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному.
Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ЮЛ 1 к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда.
Изложенное свидетельствует, что ЮЛ 1 осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием «стимулирующей лотереи» вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено Федеральным законом №244-ФЗ.
Иного в суд не представлено, поэтому у суда нет оснований не доверять доводам, представленным в исковом заявлении.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ... – удовлетворить.
Запретить ЮЛ 1, расположенному по адресу: ..., осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.
Ответчик вправе подать в Канавинский районный суд г. Н.Новгород заявление об отмене настоящего решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке В Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г. Н.Новгорода, заочное решение мирового судьи – в апелляционном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.И.Корнилова