об отмене решения окружной избирательной комиссии



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2010 года Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,

с участием прокурора Андроповой Н.В.,

при секретаре Генераловой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гойхмана А.Л. об отмене решения № окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Гойхмана А.Л.,

установил:

Гойхман А.Л. обратился в Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода с заявлением об отмене решения № окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Гойхмана А.Л..

В обоснование своего заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 27 Закона Нижегородской области №108-з от 06.09.2007г. в 16 часов 26 минут Гойхманом А.Л. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № были представлены документы на выдвижение его в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва в порядке самовыдвижения. Указанное обстоятельство отражено в Подтверждении получения документов по форме приложения № к постановлению избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ №.

25 августа Гойхман А.Л. представил в окружную избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ Гойхман А.Л. представил в окружную избирательную комиссию документы на выдвижение своей кандидатуры от избирательного объединения. Среди указанных документов были представлены:

- заявление о согласии баллотироваться;

- сведения о размере и об источниках доходов кандидата;

- копия паспорта серия № №;

- копия документа об образовании;

- копия трудовой книжки и справка с основного места работы;

- справка о принадлежности кандидата к политической партии;

- справка об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе;

- нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации

Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Президиума Регионального Политического совета НРО Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о согласовании кандидатур, представленных местным политическим советом местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- выписка из протокола заседания Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ;

- нотариальная копия устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- протокол № заседания Регионального политического совета НРО Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- список кандидатов в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода, выдвинутых Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г. Н.Новгорода по одномандатным округам, где по округу № числится Гойхман А.Л.

Решением № окружной избирательной комиссии избирательного округа № г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Гойхману А.Л. было отказано в регистрации в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

Заявитель считает указанное решение окружной избирательной комиссии незаконным, в связи с чем просил суд отменить указанное решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № зарегистрировать Гойхмана А.Л. кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» г. Нижнего Новгорода, территориальная избирательная комиссия Канавинского района г.Нижнего Новгорода и избирательная комиссия муниципального образования г. Нижнего Новгорода.

От представителя окружной избирательной комиссии № ФИО 1, являющейся председателем указанной комиссии №, поступил отзыв на заявление Гойхмана А.Л., в котором, не соглашаясь с требованиями заявителя, она указывает, что отказ в регистрации основан на двух фактических обстоятельствах: а). Нарушение порядка выдвижения кандидата: при выдвижении его Партией «Единая Россия» и до сдачи в ОИК документов о выдвижении от этой партии он уже был выдвинут в порядке самовыдвижения; б). Недействительность паспорта заявителя, копия которого была представлена заявителем в комиссию, то есть отсутствие копии паспорта. Кроме того, в отзыве указала на следующие обстоятельства. При этом по мнению заинтересованного лица, из текста заявления Гойхмана А.Л. следует, что он по существу не оспаривает второе фактическое обстоятельство отказа в регистрации, а именно - наличие в его паспорте отметки «Аннулировано» на странице 19, но полагает, что комиссия в нарушение закона не уведомила его об этом. Тем самым, по второму основанию расхождение в позиции комиссии и заявителя заключаются лишь в юридической квалификации фактических обстоятельств дела, между сторонами есть спор о праве, но не о фактах.

По первому основанию отказа (нарушение при выдвижении), как указал представитель заинтересованного лица, заявитель Гойхман А.Л. утверждает, что он представил в ОИК документы о выдвижении от партии после регистрации в ОИК заявления о снятии своей кандидатуры в порядке самовыдвижения.

Окружная избирательная комиссия в лице уполномоченного представителя не может согласиться с этим утверждением заявителя, поскольку оно противоречит фактическим обстоятельствам дела и опровергается совокупностыо доказательств.

Как указала ФИО 1, по существу самих оснований отказа в регистрации окружная избирательная комиссия пришла к обоснованному к выводу об их обоснованности.

Кроме того, поскольку на момент представления в ОИК документов о выдвижении от партии заявителем не было подано заявление о снятии своей кандидатуры в порядке самовыдвижения, в данном случае подлежит применению часть вторая статьи 25 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», согласно которой «Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением ни в одномандатном (многомандатном) избирательном округе, ни в составе муниципального списка кандидатов. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором соответствующая избирательная комиссия была уведомлена раньше».

Указанная норма регионального закона согласуется с положениями федерального законодательства - пунктами 9 и 10 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон):

« 9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.»

При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона и пунктом 7 статьи 3 областного Закона:

«выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования;»

При этом из аналогичных норм пункта 2 статьи 35 Федерального закона и пункта 2 статьи 22 областного Закона следует, что «выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях"».

Пункты 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях"» определяют (для данной ситуации, когда кандидат выдвинут местным отделением партии «Единая Россия» в г. Нижний Новгород), что: « 1.. .. выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах государственной власти и органах местного самоуправления, … осуществляются на съезде политической партии. ..

2. Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии»

Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, в силу положений федерального законодательства и соответствующих им норм регионального закона, выдвижение кандидата от политической партии происходит именно в момент принятия решения о выдвижении уполномоченным партийным органом.

В данном случае таким органом был Местный политический совет Местного отделения Партии «Единая Россия» в г.Нижний Новгород, который ДД.ММ.ГГГГ выдвинул заявителя кандидатом в депутаты от указанной партии по одномандатному избирательному округу №. Однако еще ДД.ММ.ГГГГ заявитель уже выдвинул свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Следовательно, как указала ФИО 1, в силу пунктов 9 и 10 статьи 32 Федерального закона, Гойхман А.Л. не имел права давать согласия на выдвижение его от партии, поскольку уже дал согласие баллотироваться в порядке самовыдвижения. Часть 2 статьи 25 областного Закона запрещает кандидату, выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, быть выдвинутым избирательным объединением в том же, или ином одномандатном (многомандатном) избирательном округе. При этом данная норма областного Закона адресует этот прямой запрет и политической партии - «не может быть выдвинут избирательным объединением».

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ Гойхман А.Л. уже был выдвинут в порядке самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ Партия «Единая Россия» не вправе была выдвигать его кандидатом от указанного избирательного объединения, а сам кандидат Гойхман А.Л. не вправе был давать согласие на такое выдвижение от политической партии.

Тем более, ДД.ММ.ГГГГ, когда Гойхман А.Л. уведомил окружную избирательную комиссию о своем выдвижении от партии, он и выдвинувшая его партия нарушили вышеуказанные требования закона.

Часть 2 статьи 25 областного Закона, по мнению заинтересованного лица, однозначно определяет, что «в случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором соответствующая избирательная комиссия была уведомлена раньше». Окружная избирательная комиссия ранее была уведомлена о самовыдвижении (ДД.ММ.ГГГГ), чем о выдвижении от партии (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, именно самовыдвижение Гойхмана А.Л. является действительным его выдвижением.

Сам по себе факт подачи заявления о снятии своей кандидатуры в порядке самовыдвижения ДД.ММ.ГГГГ не может повлиять на юридическую квалификацию вышеуказанных обстоятельств по двум причинам. Во-первых, как указывалось выше, заявление о снятии было сдано кандидатом в комиссию уже после представления документов о выдвижении от партии. Во-вторых, выдвижение Гойхмана А.Л. от партии произошло - в силу прямого указания закона - ДД.ММ.ГГГГ, на заседании Местного политсовета МО Партии «Единая Россия», и на тот момент комиссия уже была уведомлена о самовыдвижении, то есть уже существовал - и для партии, и для заявителя - соответствующий запрет.

При таких обстоятельствах ФИО 1 было указано, что из вышеуказанного обстоятельства вытекает два основания для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты.

Во-первых, поскольку действительным является самовыдвижение, а в отношении самовыдвижения представлено заявление о снятии своей кандидатуры и не представлены подписи избирателей в необходимом количестве, отсутствуют документы, необходимые для регистрации. Тем самым, имеются основания для отказа в регистрации, предусмотренные пунктами «в» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и аналогичных норм пунктов 3 и 7 части 8 статьи 34 областного Закона:

- отсутствие необходимых документов (а именно, подписных листов);

- недостаточное для регистрации количество подписей избирателей.

Во-вторых, заявителем и выдвинувшей его партией были нарушены установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с самим правом заявителя участвовать в выборах в качестве кандидата.

Тем самым, нарушение порядка выдвижения заявителя кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения и выдвижения его от политической партии порождают сразу три юридических основания, каждое из которых является необходимым и достаточным для отказа в его регистрации.

По второму основанию, представитель заинтересованного лица -окружной избирательной комиссии № указал, что заявитель, по сути, не оспаривает наличие отметки (штампа) «аннулировано» в его паспорте, копия которого была представлена в избирательную комиссию. Между тем, наличие такой отметки - как в силу действующего законодательства (Положение о паспорте гражданина РФ, Описание бланка паспорта, Административный регламент Федеральной миграционной службы РФ и другие), так и в силу ответа уполномоченного органа - УФМС по Нижегородской области - делают паспорт заявителя недействительным. Следовательно, кандидатом не выполнена обязанность, предусмотренная пунктом 2 статьи 33 Федерального закона о представлении документа, необходимого для выдвижения кандидатом - «копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», которая представляется вместе с заявлением о согласии баллотироваться. Этот документ не был представлен ни в пакете документов для самовыдвижения ДД.ММ.ГГГГ, ни в пакете документов на выдвижение от политической партии ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, данный документ (копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина), который необходим для выдвижения кандидатом, отсутствует у заявителя (не представлен им в комиссию).

Довод заявителя о необходимости применения пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона в данном случае не основан на нормах закона, поскольку указанная норма не распространяется на случаи отсутствия (непредставления) необходимых документов, а касается только неполноты сведений о кандидате в представленных в комиссию документах, или нарушениях требований закона к оформлению имеющихся в комиссии документов. В данном случае не выявлено никаких фактов неполноты сведений о кандидате (так, в заявлении о согласии баллотироваться, в сведениях о доходах и имуществе указаны все необходимые сведения) или неправильного оформления представленных кандидатом в комиссию документов. Действительность паспорта не указана где бы то ни было в законе как требование к оформлению документов. При этом сама по себе норма о недействительности паспорта предусмотрена не законом, а подзаконным актом - пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 года N 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации". Между тем, как следует из пункта 17 статьи 2 Федерального закона, под законом в данном Федеральном законе понимается не любой нормативный акт, а «федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации», и ни в одном из них нет требований к оформлению паспорта или его копии.

Следовательно, у комиссии не было предусмотренных законом оснований для извещения кандидата о неполноте сведений о нем или неправильном оформлении какого-либо из документов, представленных им в комиссию. Тем самым, исходя из положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона и части 3 статьи 33 Закона Нижегородской области, с учетом Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года N 203/12724 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 3 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", окружная избирательная комиссия не обязана была в данном случае извещать кандидата, поскольку фактов неполноты сведений или фактов неправильного оформления выявлено не было, хотя и имелся факт отсутствия (непредставления) документа, необходимого для выдвижения.

Это обстоятельство образует основание для отказа в регистрации, предусмотренное пунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и аналогичной нормы пункта 3 части 8 статьи 34 областного Закона:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

Таким образом, у избирательной комиссии было несколько оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты, то есть отказ в регистрации является законным. В связи с изложенными обстоятельствами просила суд отказать в удовлетворении заявления Гойхмана А.Л.

В судебное заседание заявитель Гойхмана А.Л. не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Гойхмана А.Л. - Сметанина М.М., действующий на основании доверенности, требования своего доверителя поддержала.

Представитель окружной избирательной комиссии № ФИО 1 полагала, что решение окружной избирательной комиссии является законным и просила суд отказать в удовлетворении заявления.

Представитель территориальной избирательной комиссии Канавинского района г.Нижнего Новгорода ФИО 2 полагал, что решение окружной избирательной комиссии является законным и просил суд отказать в удовлетворении заявления Гойхмана А.Л.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования <адрес> ФИО 3, указал, что оспариваемое решение является законным, вынесено при строгом соблюдении требований закона, в связи с чем заявление Гойхмана А.Л. является необоснованным и подлежит отклонению.

Представитель заинтересованного лица - местного отделения партии «Единая Россия» г.Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений».

В силу ч.1 ст.35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявку лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Указанная позиция согласуется также и с положениями ч.1 ст.260.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного разбирательства телефонограммой, действующее законодательство ограничило сроки рассмотрения дел указанной категории, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате слушания дела, однако не воспользовавшихся своим правом на участие

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы своего доверителя в полном объеме. Пояснил, что его доверитель является членом партии «Единая Россия», которая выдвинула его кандидатуру в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. выдвижение кандидата происходило на заседании местного политического совета местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.Нижнего Новгорода в соответствии с положениями федерального законодательства и Устава партии. Процедура выдвижения кандидата соответствует требованиям закона, двойного выдвижения кандидата по одному одномандатному избирательному округу не произошло, поскольку Гойхман А.Л. снял свою кандидатуру, заявленную в порядке самовыдвижения. Довод комиссии о том, то кандидатом не был представлен допустимый документ, подтверждающий личность (паспорт), является незаконным, поскольку паспорт его доверителя недействительным не признан, отметка об аннулировании заграничного паспорта проставлена уполномоченным органом.

Представитель Гойхмана А.Л. представил в суд ходатайство от своего доверителя об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель окружной избирательной комиссии № ФИО 1, возражая против заявления Гойхмана А.Л., воспроизвела доводы, отраженные в письменном отзыве. Пояснила, что комиссия действовала строго в рамках действующего федерального и местного законодательства, вынесенное решение соответствует требованиям закона.

Представитель территориальной избирательной комиссии Канавинского района г.Нижнего Новгорода ФИО 2 полагал, что решение окружной избирательной комиссии является законным и просил суд отказать в удовлетворении заявления Гойхмана А.Л. Указал, что Гойхманом А.Л. было допущено нарушение норм действующего законодательства, регулирующего вопросы реализации гражданами избирательных прав и прав на участие в референдуме.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования г.Нижнего Новгорода ФИО 3, также указал, что оспариваемое решение является законным, вынесено при строгом соблюдении требований закона, в связи с чем заявление Гойхмана А.Л. является необоснованным и подлежит отклонению. Полагает, что Гойхманом А.Л. при даче своего согласия на участие в выборах в качестве кандидата от партии «Единая Россия» было допущено нарушение требований закона, что явилось бесспорным основанием для отказа ему в регистрации его в качестве кандидата.

Прокурор в заключение полагал, что заявление Гойхмана А.Л. подлежит удовлетворению, поскольку решением окружной избирательной комиссии при вынесении решения было допущено нарушение прав Гойхмана А.Л. на участие в выборах в качестве кандидата. Указала, что Гойхманом А.Л. была соблюдена процедура подачи документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты городской Думы пятого созыва г.Нижнего Новгорода. Полагал, что требование Гойхмана А.Л. об обязании комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Лица, правомочные на подачу в суд заявлений по делам, возникающим из публичных правоотношений, перечислены в ст.259 Гражданского процессуального кодекса РФ и иных законах, закрепляющих гарантии реализации гражданами РФ их конституционного права на участие в выборах.

Указанные лица обладают различным объемом избирательных прав и обязанностей и могут обращаться в суд за защитой только своих прав, если считают их нарушенными (ст.ст.3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 259 ГПК РФ кандидаты в депутаты, считающие, что решением избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу положений ч.2 ст. 260 ГПК РФ, заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Исходя из положений пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.

При рассмотрении гражданского дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением № окружной избирательной комиссии избирательного округа № г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Гойхману А.Л. было отказано в регистрации в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

В силу положений ст.11.1 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством РФ о выборах и референдумах (в том числе и сроков обращения в суд).

Течение десятидневного срока для подачи в суд заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в силу п.1 ст.11.1 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года начинается в день принятия решения избирательной комиссией.

Из материалов гражданского дела усматривается, что с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Гойхман А.Л. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предусмотренные законом сроки.

В обоснование своей позиции об отказе в регистрации Гойхмана А.Л. в качестве кандидата в депутаты, окружная избирательная комиссия № указала следующее:

В соответствии с п. 2 ст. 7 3акона Нижегородской области №108-3 от 06.09.2007г. непосредственное выдвижение кандидатов может осуществляться путем самовыдвижения, а также· выдвижения избирательным объединением.

В подп.7 ст. 3 того же 3акона говорится о том, что выдвижение кандидата- это самовыдвижение кандидата либо инициатива избирательного объединения в определении кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования. Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 32 и п. «10» ст. 2 Федерального закона №67-Ф3 от 12.06.2002г.

Согласно п. 1 ст. 22 3акона Нижегородской области №108-3 и п. 2 ст. 35 Ф3 №67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», п. 1 ст.25 которого устанавливает, что выдвижение политической партией кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной масти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии.

При этом окружной избирательной комиссией № было указано то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 25 3акона Нижегородской области №108-3 от 06 сентября 2007г. гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением ни в одномандатном избирательном округе, ни в составе муниципального списка кандидатов.

Согласно п.2 ст.27 3акона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» способом выдвижения является уведомление кандидатом соответствующей окружной избирательной комиссии о своем выдвижении путем представления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Принимая во внимание изложенные выше нормы, окружная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что выдвижение Гойхмана А.Л. по одномандатному избирательному округу № от избирательного объединения на заседании Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.Нижнего Новгорода ДД.ММ.ГГГГ является нелегитимным. Следовательно, решение о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе избирательным объединением было оформлено с нарушением требований законодательства, что в соответствии с под. «4» п. 8 ст. 34 3акона Нижегородской области №108-3 и подп.«В.l» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ является основанием отказа кандидату в регистрации.

Вместе с тем, данный вывод окружной избирательной комиссии основан на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также положений Устава партии «Единая Россия».

В соответствии с положениями ст.23 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан РФ в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

Аналогичные положения содержатся в п.4.1 Устава партии «Единая Россия».

Из материалов дела усматривается, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Всероссийской политической партией «Единая Россия», Гойхман А.Л. является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», состоящим на учете в Нижегородском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.

Таким образом, в силу приведенных выше положений ст.23 ФЗ «О политических партиях» и раздела 5 Устава, Гойхман А.Л., являясь действующим членом партии, обязан был соблюдать Устав партии.

ДД.ММ.ГГГГ Гойхман А.Л. подал документы на регистрацию его в качестве кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию №. Членство в партии Гойхман А.Л. не прекращал, из партии не выходил.

В силу п.2 и п.4 ст.25 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Согласно п.14.1 Устава Всероссийской политический партии «Единая Россия», имеющемуся в материалах дела и не оспариваемому участниками процесса, местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации.

Согласно п.14.3 данного Устава, руководство местным отделением Партии осуществляют руководящие органы местного отделения - Конференция (Общее собрание) местного отделения, Местный политический совет.

При этом местный политический совет, в силу предоставленных ему полномочий, в соответствии с п.14.7.14.1. Устава, выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, в том числе на выборные должности глав муниципальных образований административных центров субъектов Российской Федерации, за исключением органов местного самоуправления муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии.

Таким образом, уставом партии не предусмотрено, что процедура выдвижения кандидата в одномандатном избирательном округе происходит с согласия кандидата.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что ДД.ММ.ГГГГ Гойхман А.Л., являясь самовыдвиженцем, дал свое согласие Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выдвижение его кандидатом.

Основания, ограничивающие выдвижение содержатся только в ст.36 Федерального закона «О политических партиях», в соответствии с п.3.1 которой, политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Документов, подтверждающих то обстоятельство, что Гойхман А.Л. имеет членство в двух действующих партиях, заинтересованными лицами не представлено.

Вместе с тем, процедура выдвижения кандидата четко регламентирована Федеральным законом, а также п.2 ст. 27 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

В силу действующего законодательства, соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Из представленных избирательной комиссией материалов усматривается, что заявление о даче Гойхманом А.Л. согласия выдвинувшему его избирательному объединению Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.Нижнего Новгород баллотироваться кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № было дано Гойхманом А.Л. только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после подачи им заявления в окружную избирательную комиссию о снятии своей кандидатуры в качестве самовыдвиженца.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, заинтересованным лицом, окружной избирательной комиссией, не представлено.

Кроме того, в силу положений ст.39 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования, кандидат, выдвинутый непосредственно, - не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В случае снятия кандидатом своей кандидатуры избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия соответственно принимает к сведению выбытие кандидата, отзыв муниципального списка кандидатов. Если указанные действия произошли после регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия соответственно принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов. Решение избирательной комиссии о принятии к сведению выбытия кандидата, отзыва муниципального списка кандидатов, об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов незамедлительно направляется соответствующему кандидату, избирательному объединению.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства предусмотрена процедура уведомления избирательной комиссии о снятии кандидатом своей кандидатуры.

Процедура подачи такого заявления и его форма законом не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, Гойхманом А.Л. ДД.ММ.ГГГГ были соблюдены требования закона, и окружная избирательная комиссия № была уведомлена о снятии им своей кандидатуры. Заявление о снятии кандидатуры было подано Гойхманом А.Л. до момента регистрации его в качестве кандидата в депутаты городской Думы пятого созыва г.Нижнего Новгорода как самовыдвиженца.

Представленный заинтересованным лицом, окружной избирательной комиссией №, журнал входящей корреспонденции, не может быть принят судом в качестве доказательства того, что заявление о снятии своей кандидатуры было подано Гойхманом А.Л. после представления в окружную избирательную комиссию документов на выдвижение своей кандидатуры от избирательного объединения.

Согласно объяснениям представителя заявителя документы подавались в один день, при этом сначала было представлено заявление о снятии кандидатуры и закрытии специального избирательного счета его избирательного фонда. При этом представителем заявителя было отмечено, что без закрытия избирательной комиссией специального счета было невозможно подать документы о выдвижении кандидатуры от партии, поскольку в данном случае требовалось вновь открывать специальный счет, но по другим основаниям. При этом секретарем окружной избирательной комиссии на экземпляре заявителя времени принятия заявления о снятии кандидатуры проставлено не было, что является нарушением порядка приема и регистрации входящей корреспонденции.

Представитель заинтересованного лица, окружной избирательной комиссии №, не отрицал данный факт, а также им было указано, что со стороны работника избирательной комиссии было допущено в этом нарушение.

При таких обстоятельствах, у суда имеются сомнения в достоверности сведений, занесенных в журнал входящей корреспонденции, в связи с чем факты, отраженные в нем, не могут быть положены в основу выводов суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявителем Гойхманом А.Л. была соблюдена процедура выдвижения своей кандидатуры в качестве депутата городской Думы г.Нижнего Новгорода, двойного выдвижения одного лица по одномандатному избирательному округу не произошло, в связи с чем окружная избирательная комиссия должна была рассмотреть заявление Гойхмана А.Л. о регистрации его в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва, выдвинутого политической партией в списке кандидатов в депутаты.

Что касается второго довода окружной избирательной комиссии, положенного в основу решения об отказе Гойхману А.Л. в регистрации в качестве кандидата в депутаты, а именно отсутствие допустимого документа, подтверждающего личность кандидата (паспорта), то суд не может согласиться с выводами комиссии по следующим основаниям.

В силу положений ст.33 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года и положений ст. 27 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З, вместе с заявлением о желании выдвинуть свою кандидатуры на выборы кандидат представляет заверенную копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Судом установлено, что представленная в окружную избирательную комиссию № копия паспорта Гойхмана А.Л. на девятнадцатой странице содержала оттиск печати «аннулировано» на сведениях о выдаче заграничного паспорта.

Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997г. №828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В силу положений указанного положения паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Согласно п.5 Положения, в паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

Мотивируя принятое решение, окружная избирательная комиссия указала, что представленный Гойхманом А.Л. для его регистрации в качестве кандидата паспорт, является недействительным, поскольку в нем содержатся не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации... отметки об аннулировании заграничного паспорта. В подтверждение своего вывода окружная избирательная комиссия сослалась на п.6 данного Положения, согласно которому запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные этим Положением.

Недействительный документ - это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п.

Вместе с тем, разрешая заявление Гойхмана А.Л., принимая во внимание совокупность норм действующего законодательства, регулирующего вопросы участия граждан в выборах и референдуме, суд не может согласиться с указанным выводом избирательной комиссии.

Участниками процесса не оспаривался тот факт, что паспорт был выдан Гойхману А.Л. уполномоченным на то органом и в нем имелись все сведения, необходимые для установления личности гражданина (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, место прописки, гражданство, а также серия и номер паспорта).

Представителем заявителя указано на то, что отметка об аннулировании заграничного паспорта была проставлена его доверителю уполномоченным органом - УФМС России по Нижегородской области, а не самим заявителем или другим не уполномоченным на это лицом.

Данный довод заинтересованным лицом, на котором лежит обязанность по доказыванию законности своих решений, не опровергнут.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами окружной избирательной компании и приходит к выводу о незаконности решения от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ окружной избирательной комиссии № является незаконным.

Таким образом, отказывая Гойхману А.Л. в регистрации его в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва, окружная избирательная компания № допустила нарушение положений действующего законодательства а также гарантированных Конституцией РФ прав, в связи с чем заявление Гойхмана А.Л. подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что судом была проверена процедура выдвижения кандидата, нарушений требований закона при выдвижении кандидатуры не установлено, представленные кандидатом документы соответствуют требованиям закона, суд приходит к выводу необходимости обязания окружной избирательной комиссии № зарегистрировать Гойхмана А.Л. кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

На основании ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, принимая во внимание заявленное Гойхманом А.Л. ходатайство о немедленном обращении решения суда к исполнению, а также то обстоятельство, что замедление исполнения решения может повлечь невозможность участия его в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва, считаю возможным обратить решение суда в части возложения на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № обязанности зарегистрировать Гойхмана Алексея Липовича кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212, 235, 261 ГПК Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Гойхмана А.Л. удовлетворить.

Признать незаконным решение окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Гойхмана А.Л..

Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № зарегистрировать кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Гойхмана А.Л..

Решение в части возложения на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № обязанности зарегистрировать Гойхмана Алексея Липовича кандидатом в депутаты городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в течение пяти дней со дня принятия в окончательной форме.

...

...

Судья Н.С. Винокурова