об отмене решения и распоряжения администрации Канавинского района г. Новгорода, обязании поставить на регистрационный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,

при секретаре Генераловой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.А. к администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода об отмене решения и распоряжения администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода, обязании поставить на регистрационный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Орлов А.А. обратился в суд с иском к администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода об отмене решения и распоряжения администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода, обязании поставить на регистрационный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом второй группы Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серия № номер № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, все граждане, вставшие на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма после 01.03.2005 года, в соответствии с жилищным законодательством РФ обеспечиваются жилыми помещениями в порядке существующей очереди, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии с Постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года №14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде», учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Однако, в соответствии с абз.4 п.1 ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах», с изменениями от 2010 года, инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным Распоряжением главы Администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обосновании своей позиции ответчик указал, что отказ произведен соответствии с положениями ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что истец подарил своим дочерям ФИО 1 и ФИО 2 принадлежащее ему ранее на собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 77,6 кв.м., тем самым намерено ухудшил свои жилищные условия. В ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в адрес ответчика с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное обращение истца ответчиком был предоставлен ответ с указанием на отсутствие оснований в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ. Истец считает, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжение главы администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет является незаконным и необоснованным, т.к. ответчиком не была дана оценка причинам отчуждения истцом жилого дома. Статья 53 Жилищного кодекса РФ применима лишь в том случае, когда имеет место намеренное с целью получения права постановки на учет, ухудшение жилищных условий и умысел гражданина является доказанным. Истец ранее проживал в частном доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом имеет частичные удобства, также в нем отсутствует система горячего водоснабжения, центрального отопления. В связи с этим, истцу было затруднительно проживать в данных условиях, т.к. в силу возраста ему представлялось трудным обслуживать себя и свою жену в быту. Кроме того, жена истца, ФИО 3, нуждается в постоянном уходе, т.к. является нетрудоспособной, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ В связи со своим болезненным состоянием, а также беспомощностью жены, истец был вынужден подарить принадлежащее ему ранее жилое помещение и переехать в город к дочери, проживающей по адресу: <адрес>, в целях получения ухода за собой и своей женой. Таким образом, у истца не было умысла на ухудшение своих жилищных условий. В связи с этим просил отменить решение общественной комиссии и распоряжение главы администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца Тарасова В.О., действующая на основании доверенности, требования своего доверителя поддержала. Указала, что действия истца являются неумышленными, намерений для сознательного ухудшения своего положения истец не имел. Переезд в город и дарение дома дочерям было вызвано преклонным возрастом и состоянием здоровья, как истца, так и его супруги.

Представитель ответчика Лопаточкина Н.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. В обоснование своей позиции указала, что решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову А.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ, т.к. ДД.ММ.ГГГГ он подарил принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 77,6 м2 своим дочерям ФИО 1 и ФИО 2 В соответствии с положением Федерального Закона N25-ФЗ «О ветеранах», участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий относится отчуждение имеющего в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. Ответчик считает, что данные действия являются умышленными, поскольку привели к состоянию, требующему участия органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (постановке на учет нуждающихся в целях получения мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем или предоставления субсидии). На основании изложенного, считает решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица, администрации г.Н.Новгорода. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, показания свидетеля ФИО 2, исследовав письменные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что Орлов А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом ..., инвалидом ВОВ .... Истец воевал на балтийском фронте в Ленинградской инженерно-саперной особой штурмовой бригаде по разрушению мостов.

До ДД.ММ.ГГГГ истец вместе со своей супругой проживал постоянно в <адрес> в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности. Жилой дом расположен около трассы, воды в доме нет, колодец находится за 500 метров от дома, канализация отсутствует, нет центрального отопления. Дом отапливался печью. Сама деревня заброшенная, в ней около 15 жилых домов. Больница от деревни расположена за 20 км., медицинский пункт и аптека отсутствуют. В ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с женой приехал в г.Н.Новгород для временного проживая с целью лечения жены.

В ДД.ММ.ГГГГ у супруги истца произошел инсульт, в результате которого ее полностью парализовало. В связи с невозможностью нормально ухаживать за супругой, а также в связи с состоянием своего здоровья (в результате полученного в боях ранения у истца была раздроблена кость ноги, что привело к нарушению функций позвоночника и неправильному распределению нагрузки на него, одна нога на несколько сантиметров короче второй, у истца церебросклероз, радикулит, остеохондроз, остеохондроз, проблемы с давлением, дисциркуляторная энцефалопатия, атеросклероз, хронический бронхит) истец был вынужден переехать ближе к дочерям в г.Нижний Новгород для осуществления постороннего ухода.

В настоящее время он проживает в доме бывшего мужа своей дочери ФИО 1 Бывший муж дочери ФИО 4 приобрел 1/3 долю данного жилого помещения в момент нахождения в браке 15 лет назад. В настоящий момент ФИО 1 развелась со своим мужем ФИО 4

Обеспечение жильем инвалидов войны осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст.14-21 ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)

Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным распоряжением главы администрации Канавинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову А.А., проживающему семьей из 10-ти человек в частном доме общей площадью 20,2 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО 4 (зятю Орлова А.А.) отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ, так как ДД.ММ.ГГГГ он подарил принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 77,6 кв.м.

В ДД.ММ.ГГГГ Орлов А.А. повторно обратился в администрацию Канавинского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом и.о.главы администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову А.А. разъяснено, что в силу положений ст.53 Жилищного кодекса РФ ему отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с имевшим место в ДД.ММ.ГГГГ договором дарения жилого дома, ранее принадлежавшего Орлову А.А. на праве собственности.

Между тем категоричность принятого администрацией района решения не позволяет учесть конкретные обстоятельства жизни инвалида Великой Отечественной войны Орлова А.А., а это может повлечь ущемление его прав.

Суд исходя из обстоятельств дела полагает, что Орлов А.А. является нуждающимся в жилом помещении по следующим основаниям.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1993г. №1055 «О подготовке к празднованию памятных дат Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» разработана Программа подготовки и проведения празднования 50-летия Победы и других памятных дат в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. В связи с этим:

отдавая дань глубокого уважения великому подвигу народов СССР, героизму и самоотверженности старших поколений, ветеранам войны и труженикам тыла,

преклоняясь перед памятью павших при защите Отечества,

отмечая вклад народов и армий стран антигитлеровской коалиции в борьбу против фашизма,

осуществить настоящую Программу с тем, чтобы достойно отметить 50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, использовать этот юбилей для консолидации общества, воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, чувства ответственности за судьбу России.

б) к маю 1995 года предоставить жилые помещения состоящим на учете и нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Оценивая позицию и отношение государства к инвалидам, участникам, ветеранам Великой Отечественной войны суд усматривает особую озабоченность государства относительно того обстоятельства, что во многих муниципальных образованиях сохраняются большие очереди на предоставление жилья инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указный орган по месту жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.ч.3 и 4 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным распоряжением главы администрации Канавинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ (намеренным ухудшением жилищных условий).

При рассмотрении дела судом на основании представленных доказательств установлено, что Орлову А.А. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположеный по адресу: <адрес>, общей площадью 77,6 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения указанного жилого дома Орловым А.А. своим дочерям ФИО 1 и ФИО 2

В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, которое с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершило действия, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса.

Аналогичная норма содержится в ст.8 Закона Нижегородской области от 06 ноября 2005 года №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Из содержания данных норм следует, что при разрешении заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении, кроме установления факта отчуждения ими жилого помещения, необходимо установить наличие в их действиях намеренного ухудшения ими жилищных условий, а также умысла на получение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 19 апреля 2007г. № 258-О-О, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Определяющее значение имеет наличие достоверных данных и доказательств именно о намеренности совершения гражданином указанных действий, т.е. из них должен ясно и однозначно вытекать вывод о его сознательном стремлении быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. Поскольку понятие «намеренность» относится к эмоционально-волевой сфере жизни людей, разрешение вопроса о намеренности устанавливается судом в соответствии с обстоятельствами конкретного гражданского дела, а именно принимаются во внимание следующие вопросы жизни истца: состояние здоровья истца, его супруги и их нуждаемость в постороннем уходе; их жилищные условия до переселения в город и дарения жилого дома, а именно статус и характеристика того жилого помещения, в котором он проживал ранее; наличие других членов семьи, обязанных по закону оказывать ему помощь, и т.п.

Из собранных по делу доказательств следует, что Орлов А.А. подарил принадлежащий ему на праве собственности дом по адресу: <адрес>, поскольку истцу было затруднительно в силу возраста и состояния здоровья как его самого, так его парализованной супруги, содержать дом, отапливать в зимнее время, обеспечивать водой, осуществлять уход за собой и женой.

Судом установлено, что в доме отсутствует канализация и водоснабжение, в населенном пункте <адрес> отсутствует аптечный пункт, свой медицинский кабинет, что значительно осложняет возможность ухода инвалидом Орловым А.А. за полностью парализованным человеком, своей супругой, отсутствует возможность обеспечения супруги достойным санитарным и медицинским уходом. При этом сам истец является лицом преклонного возраста, которому самому сложно надлежащим образом обеспечивать себя и обихаживать.

Согласно объяснениям представителя истца, нашедшим свое подтверждение в показаниях свидетеля, истец после парализации супруги уезжал из <адрес> в <адрес> с целью договориться относительно посещения его супруги на дому социальными и медицинскими работниками для помощи в уходе и лечении. При обращении в больницу, которая находится более чем в 20 км. от <адрес>, в районном центре, истцу было сказано, что социального работника к ним домой привозить никто не будет, поскольку больница находится далеко от данного населенного пункта и нет возможности обеспечить транспорт для доставки медсестры к истцу на дом.

В настоящий момент сам истец в силу имеющегося у него ранения и как следствие повреждения позвоночника передвигается только на коляске.

Как следует из пояснений представителя истца Тарасовой В.О., свидетеля ФИО 2, являющейся дочерью Орлова А.А., после отказа социальных органов в обеспечении содействия по уходу за парализованной супругой истца, принимая во внимание ухудшающееся здоровье самого истца, дети приняли решение забрать их в <адрес>, поскольку в доме, в котором они проживали ранее нет воды, ближайший источник за много метров, печное отопление, удобств нет. Родители нуждаются в постоянном постороннем уходе, смене памперсов, обеспечении лекарствами, постоянно наблюдаются у врача, который невозможно осуществлять при отдельном проживании родителей в отдаленном селении в <адрес>. Семья ФИО 4 приняла решение об окончательном переезде истца с супругой в город для постоянного ухода за ними и оказания семейной поддержки. Суд полагает, что такая позиция полностью согласуется с обязанностями детей по отношению к родителям, установленными частью 1 статьи 87 Семейного кодекса РФ, согласно которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что согласно объяснениям представителя истца и показаниям свидетеля, Орлов А.А. с супругой совместного хозяйства с семьей ФИО 1 не ведут, питаются отдельно, имеют отдельный бюджет. Иногда родственники по просьбе истца готовят им с женой еду, стирают вещи, покупают продукты, лекарства и памперсы на те деньги, которые истец выделяет для этого, распределяя свою пенсию и оставляя ее у себя, т.е. не являются членами семьи ФИО 1 по смысле ст.ст.31 и 69 Жилищного кодекса РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает, что умысел на ухудшение жилищных условий с целью получения жилого помещения в действиях Орлова А.А. отсутствует. Факт дарения дома бесспорно об этом не свидетельствует, поскольку ранее Орлов А.А. правом на внеочередное получение жилья не пользовался, в администрацию не обращался, какого-либо жилого помещения за счет средств федерального или муниципального бюджета ему никогда не выделялось. Последствия стечения тяжелых жизненных обстоятельств нельзя безусловно расценивать как злоупотребление правом в отрыве от обстоятельств дела.

Согласно объяснениям представителя истца, дарение было вызвано желанием Орлова А.А. отблагодарить своих дочерей за заботу о себе и своей супруге в тяжелую минуту. Оснований считать данное желание истца основанным только на намерении получить в последующем материальную выгоду в виде социальной помощи от государства, у суда не имеется.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.57 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Ответчиком не представлено суду доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии в действиях Орлова А.А. умысла именно на ухудшение своего жилищного положения с целью последующего получения от государства жилого помещения, а не желания проживать рядом с детьми с целью получения надлежащего ухода.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

С соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

С учетом вышеизложенного, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводу, что в действиях истца отсутствовал злонамеренный умысел на ухудшение своего положения с целю получения от государства мер социальной поддержки, в связи с чем отказ администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, следовательно, Орлов А.А. имеет право на получение жилой площади и постановке на учет нуждающихся в ней.

При наличии таких данных, у суда имеются все основания для удовлетворения иска.

Кроме того, в соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей. При определении данной суммы, суд учитывал сложность дела, возраст истца, невозможность его лично принимать участие в судебном процессе, количество проведенных судебных заседаний, а также руководствовался принципом разумности, закрепленным в ч. 1 указанной выше статьи.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орлова А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке Орлова А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Признать незаконным распоряжение главы администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке Орлова А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Канавинского района г.Нижнего Новгорода поставить Орлова А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода в пользу Орлова А.А. 7000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

...

Судья Н.С. Винокурова