Об обязании выполнить перерасчет оплаты холодного водоснабжения



Дело № ...

Решение

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,

при секретаре Генераловой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокорина А.В. к ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района», ООО «Центр СБК» об обязании произвести перерасчет начислений за холодное водоснабжение на основании показаний индивидуального прибора учета,

установил:

Кокорин А.В. обратился в суд с иском к ОАО «Нижегородский водоканал» ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района», ООО «Центр СБК» об обязании изменить условия расчета за холодное водоснабжение на основании показаний индивидуального прибора учета.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании ФЗ «Об энергоснабжении», Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., Распоряжения Правительства Нижегородской области №291-р от 05.06.2002г., Постановления Администрации г. Нижнего Новгорода №80 от 11.07.2003г., он установил водомерный счетчик холодной воды ДУ 15, тип ВДГ-15, заводской №. Водомерный счетчик установлен согласно Плану расположения водомерного узла ХВС кв.№. Согласно Акту ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, указанный выше водомерный счетчик был проверен и опломбирован в присутствии представителя сервисной организации - ЮЛ 1, и Кокорина А.В. ДД.ММ.ГГГГ. Сервисная организация ЮЛ 1, которая установила указанный выше водомерный счетчик, действует на основании Лицензии №, регистрационный номер №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ЮЛ 2 о согласовании установки прибора холодной воды, а также Акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. В ответ на заявление истец получил от ЮЛ 2 ответ, в котором для согласования установки прибора учета холодной воды его перенаправили в ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района». ДД.ММ.ГГГГ акт ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета был согласован представителем Управляющей компании ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ОАО «Нижегородский Водоканал» о согласовании установки прибора учета холодной воды, указанного выше, а также о заключении или внесении изменений в договор водоснабжения или технического обслуживания жилого дома, и производить расчеты по оплате за водоснабжение по показаниям установленного при бора учета - водомерного. В ответ на заявление ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «Нижегородский Водоканал» пришел ответ, в котором было указано, что ОАО «Нижегородский Водоканал» при расчетах с домоуправляющими компаниями г.H.Новгopoдa не может применять показания индивидуальных приборов учета и вправе производить расчет по нормативам. А обязанность производить расчеты по индивидуальным приборам учета, по мнению ОАО «Нижегородский Водоканал», законодательством возложена на домоуправляющие организации. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Андрейченко Н.Н., действующая на основании доверенности, обратилась с заявлением в Нижегородский филиал ООО «Центр-СБК» об установке оплаты по индивидуальному прибору учета ХВС. В ответ на заявление был получен ответ от ООО «Центр-СБК», в котором ООО «Центр-СБК» ссылается на то обстоятельство, что сведения об изменении условий оказываемых услуг по лицевому счету обязано предоставлять ОАО «Нижегородский Водоканал». На основании изложенного, истец просил обязать ответчиков произвести перерасчет начислений за холодное водоснабжение на основании показаний индивидуального прибора учета.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца Шишкина Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала. Просила обязать ответчиков произвести перерасчет с момента ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ОАО «Нижегородский водоканал» Жаровина Е.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. При подготовке дела к судебному разбирательству исковые требования в части возложения обязанности на ОАО «Нижегороджский водоканал» не признала, пояснив, что ОАО «Нижегородский водоканал», являясь ресурсоснабжающей организацией, состоит в договорных отношениях не с потребителями - физическими лицами, а с исполнителями - управляющими организациями. Исполнителем коммунальных услуг истца является ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района». Между Кокориным А.В. и ОАО «Нижегородский водоканал» договорные отношения отсутствуют.

Представитель ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского «района» г. Нижнего Новгорода Фролова Н.Л., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования Кокорина А.В. не признал.

Представитель ответчика ООО «Центр СБК» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, установив имеющие значение для дела обстоятельства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что не оспаривалось участниками процесса.

ДД.ММ.ГГГГ истец установил в своей квартире водомерный счетчик холодной воды ДУ 15, тип ВДГ-15, заводской №, соответствующий требованиям ГОСТа, техническим условиям и действующей технической документации.

ДД.ММ.ГГГГ акт ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета был согласован представителем Управляющей компании ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района».

Таким образом, данный прибор индивидуального учета холодного водоснабжения был принят в эксплуатацию и спор между сторонами в этой части отсутствует.

Как указывает истец в своем исковом заявлении, до настоящего времени квитанции за оплату холодной воды продолжают выставляться по установленным законодательством нормативам потребления, а не в соответствии с показаниями прибора индивидуального учета холодного водоснабжения, что нарушает его права и ведет к переплате.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 Гражданского кодекса РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов относит лиц, приобретающих по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются, в частности, управляющие организации, которые приобретают указанные выше услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

Пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)».

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор управления многоквартирным домом № по <адрес>. Настоящий договор действует до ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления....

Согласно Постановлению администрации г.Нижнего Новгорода от 11.07.2003 года №80, в редакции Постановления от 04.08.2005 года «Об утверждении Положения «Об упорядочении установки приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплате населения города Н.Н.Новгорода коммунальных услуг в жилых домах (помещениях) оборудованных приборами учета» п.п. 2.2 установка приборов учета осуществляется по заявлению потребителя (приложение 2 к настоящему Положению) в управляющую организацию в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Положением.

Согласно п. 3.7.2 вышеназванного Постановления количество горячей и холодной воды, подлежащей оплате потребителями, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета, как разность показаний, соответствующих датам начала и конца расчетного периода (фиксируются только целые значения единиц измерения).

Судом установлено, что в квартире истца установлены приборы учета (счетчики) холодного водоснабжения, что подтверждается представленными в дело доказательствами и не оспаривается участниками процесса.

Истец, в свою очередь, принял на себя обязательство по оплате коммунальных услуг в сроки и порядке, предусмотренные договором. Доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении истцом принятых на себя обязательств, ответчиками в суд в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Таким образом, истец является потребителем коммунальных услуг, в частности холодной воды, на основании договора, заключенного с ответчиком ОАО «ДК Нижегородского района».

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, в редакции от 21 июля 2007 года, «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с п.1 указанных Правил, утв.Постановлением Правительства №307, указанные правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Указанным Постановлением установлено, что нормативом потребления коммунальных услуг признается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета».

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В то же время, поскольку в силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года №167, в редакции от 23 мая 2006 года, «договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров».

В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательными Правилам, установленным Правительством РФ, ничтожны.

К указанным правилам, прежде всего, относятся Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, в редакции от 23 мая 2006 года.

Согласно пунктам 33, 34 указанных Правил количество отпущенной питьевой воды и сброшенных сточных вод осуществляется в соответствии с данными учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

При этом в соответствии с письмом Минрегиона России от 02.04.2007 № 5709-РМ/07 «О порядке определения объема отпущенного коммунального ресурса (воды)», при отсутствии учета, предусмотренного пунктом 34 Правил, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

В соответствии с упомянутым разъяснением Минрегиона России, при отсутствии приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности, между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.

Указанное разъяснение не противоречит пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, предписывающему, что условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить не только Правилам N 307, но и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. К числу последних относятся Правила N 167, предусматривающие, что для средств измерения оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).

Не зависимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, именно управляющая организация является исполнителем в части предоставления коммунальных услуг истцу-потребителю.

Таким образом, обязанности по расчету и произведению платы за данные услуги возлагаются на домоуправляющую организацию, которая является надлежащим ответчиком по заявленному иску. Между истцом и ОАО «Нижегородский водоканал» отсутствуют какие-либо договорные отношения, позволяющие возложить на ресурсоснабжающую организацию обязанности произвести перерасчет услуг потребителю. Наличие определенных договорных отношений между ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «ДК Нижегородского района», ООО «Центр-СБК» не может влиять на право гражданина производить оплату за поставляемую услугу в соответствии с показателями индивидуального счетчика и не может быть поставлено в зависимость от договорных отношений между юридическими лицами, с которыми у самого гражданина договора не заключались.

Кроме того, согласно п.17 ст.2 ФЗ от 20 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса», потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Таким образом, при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией, организация коммунального комплекса может продавать свои товары и услуги только управляющей организации, а не потребителю-гражданину. Это касается всех видов коммунальных ресурсов, приобретаемых исполнителем (управляющей организацией) для предоставления всех видов коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ДК Нижегородского района» в целях обеспечения дома № по <адрес> услугами по холодному водоснабжению и водоотведению заключило с ОАО «Нижегородский водоканал» договор купли-продажи воды и предоставлении услуг по водоснабжению №, по которому ОАО «Нижегородский водоканал» выступает в качестве ресурсоснабжающей организации, а ДК - исполнителя.

Согласно п.1.1 указанного договора ДУК действует от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям, а ОАО «Нижегородский водоканал» поставляет данный ресурс и оказывает эти услуги в соответствующих границах эксплуатационной ответственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Кокорин А.В. является потребителем коммунальных услуг именно на основании договора с ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района», которое в силу закона обязано производить начисление коммунальных платежей в том числе за холодное водоснабжение по установленному истцом прибору учета холодного водоснабжения.

При этом, доводы о том, что управляющая организация не получает денежных средств за оплату данных коммунальных услуг, а денежные средства непосредственно поступают ресурсоснабжающей организации, вследствие чего их начислением должно заниматься ОАО «Нижегородский водоканал», не может быть принято во внимание при определении надлежащего обязанного лица.

Из материалов дела следует, что между Кокориным А.В., как собственником жилого помещения - квартиры № в д.№ по <адрес> и ОАО «Нижегородский водоканал» какие-либо договоры на предоставление коммунального ресурса - воды, не заключались. Учитывая отсутствие договорных отношений между истцом и ОАО «Нижегородский водоканал», доводы представителя ОАО «ДК Нижегородского района» о том, что ОАО «Нижегородский водоканал» является надлежащим ответчиком по делу, не может быть принят во внимание.

При этом, ссылка ОАО «ДК Нижегородского района» на договор № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи воды, заключенный между ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района», в соответствии с п. 4.1 которого оплату поставленной питьевой воды и оказанных услуг по водоотведению потребители производят непосредственно ресурсоснабжающей организации, не может быть принята во внимание, поскольку данный договор заключен между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, а не непосредственно с потребителями коммунальных услуг, в частности, с Кокориным А.В., в связи с чем, в силу ст.153 Гражданского кодекса РФ не порождает для истца соответствующих прав и обязанностей.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению в части обязания ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района» произвести перерасчет за холодное водоснабжение в квартире истца Кокорина А.В. с момента приема в эксплуатацию индивидуального прибора учета, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а в части требований истца к ОАО «Нижегородский водоканал» и ООО «Центр СБК» следует отказать.

С учетом того, что истец в силу подп.2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины был освобожден, с ОАО «ДК Нижегородского района» согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ и ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежит взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ, в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кокорина А.В. удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района» произвести перерасчет за ХВС (холодное водоснабжение) в квартире, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ОАО «ДК Нижегородского района» госпошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ, в размере 200 рублей.

В удовлетворении исковых требований Кокорина А.В. к ОАО «Нижегородский водоканал» и ООО «Центр СБК» отказать.

Решением может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

...

Судья Н.С. Винокурова