об оспаривании действий и решений



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2011 г.

Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Кувшиновой Т.С.

при секретаре Бабиной М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хомутовой Н.И. об оспаривании действий и решений ФГУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», Совета Общественной палаты Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Хомутова Н.И. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она является секретарем Совета Региональной общественной организации «Нижегородское общество прав человека». ДД.ММ.ГГГГ её организация направила в Аппарат общественной палаты Российской Федерации заявление и требуемые в соответствии с законом ФЗ №76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» документы для включения Хомутовой Н.И. в состав общественной наблюдательной комиссии по Нижегородской области. ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование членов совета Общественной палаты РФ по утверждению кандидатов в состав общественной наблюдательной комиссии Нижегородской области. Итоговое решение не опубликовано, письменный ответ от Секретаря Общественной палаты РФ на заявление от имени общественной организации не получен. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместитель Секретаря Общественной палаты ФИО 1 сообщил информацию о рассмотрении Общественной палатой вопроса о формировании общественных наблюдательных комиссий. Ответ о принятом решении по кандидатурам в состав комиссии не представлен, вместо этого имеется ссылка на сайт Общественной палаты РФ. Из информации, полученной на сайте Общественной палаты РФ, выяснилось, что Аппаратом Общественной палаты РФ был размещен перечень кандидатов по регионам с указанием комплектности документов. В списке напротив фамилии Хомутовой Н.И. отмечено: «Отсутствует: 1) рекомендация общ.палаты». Такая же отметка появилась в отношении ещё 7 человек, представляющих правозащитные организации Нижегородской области. Также сайт содержит информацию, что в составе общественной наблюдательной комиссии были утверждены 20 человек, получивших рекомендацию региональной Общественной палаты. Кандидатура заявителя и других лиц, по которым не представлена рекомендация региональной Общественной палаты, были отклонены. Как позднее Хомутова Н.И. выяснила, при формировании второго состава общественной наблюдательной комиссии Нижегородской области в ДД.ММ.ГГГГ, председателем Общественной палаты Нижегородской области была направлена рекомендация о включении в состав общественной наблюдательной комиссии 20 человек - представителей общественных организаций Нижегородской области. Рекомендация составлена незаконно, без утверждения Советом Общественной палаты Нижегородской области, намеренно скрытно, без участия представителей самих общественный организаций. Действия и решения Аппарата и совета Общественной палаты РФ, а также председателя Общественной палаты Нижегородской области привели к нарушению права Хомутовой Н.И. на участие в работе общественной наблюдательной комиссии, сформированной с целью осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания Нижегородской области. Общественным контролем таких учреждений заявитель занимается с ДД.ММ.ГГГГ. Не являясь членом общественной наблюдательной комиссии, заявитель не имеет возможности беспрепятственно посещать учреждения мест лишения свободы, беседовать с заключенными и проверять жалобы, те. она лишена возможности эффективно осуществлять свою общественную деятельность.

Действия и решения Аппарата и совета Общественной палаты противоречат действующему законодательству. Так, пункт 4 статьи 10 закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определяет исчерпывающий пакет документов, который необходимо представить на имя секретаря Общественной палаты РФ. Кроме того, пункт 1 статьи 12 того же закона определяет требования в отношении кандидатов. Таким образом, кроме документов, представленных в пункте 4 статьи 10 закона необходимо представить сведения об общественной деятельности кандидата и его опыте в сфере общественного контроля, для оценки кандидатов с позиции правозащитного опыта и готовности к работе на общественных началах.
Советом Общественной палаты РФ ДД.ММ.ГГГГ во исполнение ФЗ №76 были приняты «Рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания».             В них не содержится требований по представлению сведений о правозащитном опыте кандидата и его готовности к работе на общественных началах. Вместо этого, пункт 8 перечня требуемых документов содержит указание на необходимость рекомендации общественной палаты субъекта или аналогичного общественного образования. Таким образом, применяемая советом Общественной палаты процедура выбора кандидатов не предусматривает оценку личных качеств кандидатов, такие сведения заменены рекомендацией региональной общественной палаты. Рекомендация не предусмотрена ФЗ №76, а представители регионально Общественной палаты не участвуют в общественном контроле мест принудительного содержания и не обладают знаниями и опытом в этой области, такого рода рекомендация не может приниматься во внимание при отборе кандидатов. Кроме того, советом Общественной палаты не используется процедура проверки сведений на кандидатов, предусмотренная пунктом 5 статьи 10 ФЗ №76. Без представления и проверки такого рода сведений, аппаратом Общественной палаты РФ при формировании списка кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, произвольно составляются отзывы по кандидатам на заседании совета Общественной палаты. Не были проверены сведения, представленные от имени Общественной палаты Нижегородской области, хотя основания для сомнения в подлинности рекомендации имелись. Те обстоятельства, что оценка соответствия кандидатов требованиям ФЗ №76 производится сотрудниками Аппарата Общественной палаты РФ, не имеющими необходимых полномочий и квалификации, без правового обоснования, определяют такие действия как неправомерные. При утверждении состава общественной наблюдательной комиссии голосование членов совета общественной палаты РФ было проведено исключительно на основании сведений, представленных Аппаратом Общественной палаты РФ. Были утверждены только те кандидаты, которые имели оценку «комплект полный». При этом на голосование не были представлены документы о личном опыте кандидатов,         а в качестве основания для принятия решения была использована рекомендация Общественной палаты Нижегородской области, не имеющая силы и не содержащая объективной информации. Решение членов совета Общественной палаты прошло по критериям отбора кандидатов, не соответствующих требованиям ФЗ №76.

Заявитель просила: 1) признать оценку - «неполный комплект» представленных документов по её кандидатуре в совет Общественной палаты РФ Аппаратом Общественной палаты РФ неправомерным; 2) признать противоречащим ФЗ №76 «Рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания», принятые советом Общественной палаты РФ в части п.8 требований представления рекомендации Общественной палаты субъекта или аналогичного общественного образования; 3) обязать совет Общественной палаты РФ привести в соответствии ««Рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания» ФЗ №76 в части требований о представлении сведений и свидетельств о правозащитном опыте кандидатов и опыте общественной деятельности, процедуре проверки сведений о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии и выдвинувшем его общественном объединении; 4) признать решение совета Общественной палаты РФ о не включении заявителя в состав общественной наблюдательной комиссии по Нижегородской области не правомерным и не обоснованным, нарушающим её права. Обязать совет Общественной палаты РФ провести проверку обращений, получаемых от имени Общественной палаты Нижегородской области с подтверждением факта принятия таких обращений правомочным органом Общественной палаты Нижегородской области.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Хомутова Н.И. уточнила пункт 1 её требований, указав, что просит признать оценку - «неполный комплект» документов по её кандидатуре, подготовленный для включения её в состав общественной наблюдательной комиссии Нижегородской области и представленный в Совет Общественной палаты РФ Аппаратом Общественной палаты РФ, неправомерной.

В судебном заседании Хомутова Н.И. требования и доводы заявления поддержала.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Хомутовой Н.И.

Заявитель в порядке главы 25 ГПК РФ оспаривает действия и решения ФГУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации» и Совета Общественной палаты Российской Федерации.

ФЗ №32 «Об Общественной палате Российской Федерации» установил, что Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций (статья 1).

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации (статья 2).

В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе: участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии (статья 16).

В соответствии с законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»                 в субъектах РФ образуются общественные наблюдательные комиссии, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (статья 6).

Порядок формирования общественных наблюдательных комиссий и наделения их полномочиями определен в статье 10 названного закона.

Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, которое направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии. К заявлению должны быть приложены:

1) решение руководящего коллегиального органа общественного объединения;

2) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;

3) устав общественного объединения;

4) информация о деятельности общественного объединения;

5) сведения о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона;

6) заявление кандидата в письменной форме, подтверждающее его желание войти в состав общественной наблюдательной комиссии (пункт 4).

Совет Общественной палаты рассматривает поступившие заявления и иные материалы, и принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.

В соответствии с Регламентом Общественной палаты РФ, Совет общественной палаты принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии путем открытого голосования. Для подведения итогов голосования избирается счетная комиссия в составе 3 человек. Назначенными в состав общественной наблюдательной комиссии считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов членов совета Общественной палаты, присутствующих на заседании.

В список для голосования вносятся кандидаты, выдвинутые общероссийскими, межрегиональными или региональными общественными объединениями, за исключением кандидатов, взявших самоотвод, и кандидатов, отозванных коллегиальными органами общественных объединений, а также кандидатов, представивших недостоверные сведения.

Голосование по каждому кандидату проводится отдельно (статья 67 Регламента).

В соответствии с решением Совета Общественной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общественной наблюдательной комиссии Нижегородской области Второго призыва назначено 20 человек из 31 предложенного кандидата, что является максимальной численностью общественной наблюдательной комиссии.

Кандидатура Хомутовой Н.И., предложенная региональной общественной организацией «Нижегородское общество прав человека», отклонена. На официальном сайте Общественной палаты размещены сведения о результатах формирования общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

В графе «комплектность документов» данных сведений, напротив фамилии Хомутовой Н.И. указано, что отсутствует рекомендация общественной палаты.

Хомутова Н.И. в судебном заседании пояснила, она предполагает,                   что Общественная палата Нижегородской области дала ей отрицательную рекомендацию.

Необходимость такой рекомендации предусмотрена пунктом 8 перечня документов, направляемых секретарю Общественной палаты РФ общественным объединением после проведения процедуры выдвижения кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии, приведенного в «Рекомендациях по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания», утвержденных советом Общественной палаты РФ ДД.ММ.ГГГГ

Хомутова Н.И. считая названное положение Рекомендаций противоречащим ФЗ №76, просит обязать Совет Общественной палаты РФ привести его в соответствие данному закону.

Данное требование суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В пункте 4 статьи 10 закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» действительно отсутствует указание на рекомендацию Общественной палаты субъекта, как необходимый для предоставления в Общественную палату РФ документ о кандидате в общественную наблюдательную комиссию.

Однако, это не умаляет права Совета Общественной палаты, исходя из его функций содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания путем осуществления общественного контроля, рекомендовать общественным организациям при направлении документов кандидата в состав общественной наблюдательной комиссии, представлять дополнительные документы для оценки личности кандидата.

В законе не содержится указания на то, что указанный в пункте 4 статьи 10 перечень документов кандидата является исчерпывающим и истребование иных документов запрещено.

Поэтому суд считает, что доводы Хомутовой Н.И. о противоречии положения Рекомендаций федеральному закону №76 необоснованны, а соответствующие требования удовлетворению не подлежат.

Указание в графе «комплектность документов» сведений, имеющихся на официальном сайте Общественной палаты РФ, на отсутствие в отношении Хомутовой Н.И. рекомендации общественной палаты, соответствует действительности и не может быть признано неправомерным.

Требование Хомутовой Н.И. о признании решения Совета Общественной палаты РФ о не включении её в состав общественной наблюдательной комиссии по Нижегородской области неправомерным, необоснованным, нарушающим её права, также не может быть удовлетворено.

Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не предусмотрена возможность обжалования кандидатом отказа в его назначении в общественную наблюдательную комиссию.

Назначение кандидатов в состав общественной наблюдательной комиссии, в соответствии с процедурой принятия такого решения, изложенной выше, - это своего рода выборы, когда решение по конкретному кандидату зависит от волеизъявления членов Совета Общественной палаты, основанному на субъективном мнении каждого из них.

По заявлению Хомутовой Н.И. решение об отклонении её кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии, необоснованным принято быть не может.

Таким образом, решение Советом Общественной палаты РФ принято в пределах его компетенции, в соответствии с законом, права Хомутовой Н.И. при этом нарушены не были.

Оснований для удовлетворения её требований не имеется.

Действия Аппарата Общественной палаты в рамках главы 25 ГПК РФ оспорены быть не могут.

Аппарат является государственным учреждением, которое осуществляет организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (статья 26).

Законом «Об общественной палате Российской Федерации» не предусмотрено участие Аппарата Общественной палаты в принятии решений Общественной палатой, либо советом Общественной палаты. Таким образом, Аппарат Общественной палаты не относится к органам, действия которых могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ,

              р е ш и л:

Хомутовой Н.И. в удовлетворении заявления об оспаривании действий и решений ФГУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», Совета Общественной палаты Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через районный суд.

...

...

...:

Судья          Т.С.Кувшинова

...

....