о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело                                                                                  ...                                                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011г. Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,

при секретаре Янушкевич Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой Е.Ю. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Исаева Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. С отказом Исаева Е.Ю. не согласна, считает, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в стационаре одного дня Консультативно-диагностического центра <адрес> клинической больницы подлежит льготному исчислению для досрочной трудовой пенсии по старости как год работы за один год и 6 месяцев, поскольку фактически в указанный период истец работал оперирующим врачом-отоларингологом в отоларингологическом отделении <адрес> клинической больницы. Тот факт, что в спорный период истец работал именно оперирующим врачом-отоларингологом стационара подтверждают многочисленные выписки из операционных журналов за тот период, а также истории болезней больных, которых истец оперировал.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности Первушкина И.Н. исковые требования не признала.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные в дело доказательства, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Исаевой И.Ю. требований и возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию на льготных основаниях ранее установленного ст.7 ФЗ №173-ФЗ возраста.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с п.20 ч.1, ч.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №84-О и от 29 января 2009 года №67-О-О).

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 906-О-О).

Согласно ст.19 приведенного Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа на момент обращения.

По мнению ответчика, специальный стаж истца на момент обращения составляет ... и складывается из следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-интерн областной детский клинической больницы (календарно);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-отоларинголог в стационаре одного дня Консультативно-диагностического центра (календарно, т.к. по трудовой книжке и по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ наименование отделения отсутствует (за исключением 8 дней командировки);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-отоларинголог 9-го отоларингологического отделения <адрес> детской клинической больницы (в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев за исключением отпуска без сохранения заработной платы 16 дней и командировки 1 месяц 8 дней).

Изучив представленные в дело документы, суд не может согласиться с включением ответчиком в специальный стаж истцу периода работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - врач-отоларинголог в стационаре одного дня Консультативно-диагностического центра, календарно, а не в льготном исчислении по следующим основаниям.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ отоларингологическое отделение отнесено к числу хирургических отделений стационаров лечебно - профилактических учреждений.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением ... от ДД.ММ.ГГГГ (который с учетом постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П может применяться к указанным периодам работы истца) предусмотрено, что исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров происходит, как один год работы за один год и 6 месяцев.

В силу Постановления Правительства от 29 октября 2002г. №781, которым утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должность оперирующего врача-отоларинголога отоларингологического отделения (отделения хирургического профиля) отделения стационара засчитывается в стаж для досрочной рудовой пенсии по старости как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Принимая во внимание имеющиеся в дело доказательства, в том числе справку главного врача <адрес> детской клинической больницы т ДД.ММ.ГГГГ и копии журналов оперативных вмешательств, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача - отоларинголога в стационаре одного дня консультативно-диагностического центра <адрес> клинической больницы подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении (а не в календарном) 1 год за 1 год и 6 месяцев, как оперирующему врачу-отоларингологу отделения хирургического профиля стационаров, в т.ч. отоларингологического отделения.

В силу закрепленных в Конституции РФ положений, Российская Федерация, как социальное государство, гарантировало работающим гражданам права на социальное обеспечение и пенсию при достижении определенного возраста или при наличии определенных условий. Ограничение прав или умаление прав и свобод граждан не допускается (ст.ст.2, 7, 39.55 Конституции РФ). Таким образом, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости отказа государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос об определении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.

Осуществляя трудовую деятельность практикующего оперирующего врача-отоларинголога в <адрес> клинической больнице Исаева Е.Ю. рассчитывала на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагала, что сможет реализовать свое право на досрочное получение пенсии по выслуге лет в соответствии с действующим законодательством. Факт выполнение истцом плановых операций в стационаре отоларингологического отделения подтверждается всей совокупностью представленных в дело доказательств. Занесение работодателем в трудовую книжку истца записи о ее работе в стационаре одного дня не может явиться основанием для отказа истцу в исчислении периодов ее работы в льготном порядке и досрочном назначении пенсии.

Таким образом, специальный стаж истца на момент обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) составлял 31 год 5 месяцев и 29 дней, и состоял из следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-интерн областной детский клинической больницы (календарно);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-отоларинголог в стационаре одного дня Консультативно-диагностического центра (в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев за исключением 8 дней командировки);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-отоларинголог 9-го отоларингологического отделения <адрес> детской клинической больницы (в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев за исключением отпуска без сохранения заработной платы 16 дней и командировки 1 месяц 8 дней).

Согласно ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Судом установлено, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание изложенное, суд полагает исковые требования Исаевой Е.Ю. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика - ГУ УПФ РФ по <адрес> в пользу истца также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     

Исковые требования Исаевой Е.Ю. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Исаевой Е.Ю. в досрочном назначении пенсии по старости незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в специальный стаж Исаевой Е.Ю. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в стационаре одного дня Консультативно-диагностического центра <адрес> детской клинической больницы в льготном исчислении ...

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначит Исаевой ... досрочно трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу Исаевой ... судебные расходы в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд в течение 10 дней.

...

...

Судья                                                                                             Н.С. Винокурова