об обязании произвести перерасчет страховой части пенсии



Дело                                                                                  ...                                                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2011г. Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,

при секретаре Генераловой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвенцадзе В.Г. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Канавинском районе г.Нижнего Новгорода об обязании произвести перерасчет страховой части пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Гвенцадзе В.Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Канавинском районе г.Нижнего Новгорода об обязании произвести перерасчет страховой части пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что действующее законодательство предусматривает делать перерасчет пенсии работающим пенсионерам через 12 месяцев. У истца такой срок наступил в феврале 2011 года. Однако в нарушение требований закона данный перерасчет был произведен ответчиком только с июня 2011 года после обращения истца с заявлением.

На основании изложенного просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Канавинском районе г.Нижнего Новгорода произвести перерасчет страховой части пенсии.

В судебном заседании Гвенцадзе В.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные в дело доказательства, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.ст.7, 39 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация является социальным государством, в котором каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что в соответствии со ст.27 п.1 пп.1 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истец является получателем трудовой пенсии по старости с 06 февраля 1987г.

В соответствии с положениями п.1, п.3 и п.5 ст.17 Федерального закона РФ №173-ФЗ, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности, с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

ДД.ММ.ГГГГ Гвенцадзе В.Г. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Канавинском районе г.Нижнего Новгорода с заявлением о перерасчете страховой части пенсии с учетом страховых взносов.

На основании данного заявления истцу был произведен перерасчет страховой части пенсии с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно позиции истца, отраженной им в исковом заявлении и в объяснениях, данных в судебном заседании, перерасчет должен был быть произведен ответчиком автоматически с момента возникновения у истца права на такой перерасчет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией истца по следующим причинам.

На основании п.1 ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

Из материалов дела усматривается, что перерасчет произведен ответчиком в соответствии данными требованиями закона с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения истца с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд.

Гвенцадзе В.Г. был поставлен в известность о том, что право подать заявление на перерасчет страховой части наступит после ДД.ММ.ГГГГ Данное право было разъяснено Гвенцадзе В.Г. ДД.ММ.ГГГГ, когда он подавал заявление о перерасчете страховой части пенсии с учетом страховых взносов (регистрационный номер 1262).

При этом суд при разрешении заявленных требований принимает во внимание, что Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, обращений за ним и сроков, с которых он производится, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39 Конституции РФ).

Действуя в пределах своих полномочий, федеральный законодатель в п.3 ст.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определил один из возможных вариантов увеличения размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии.

При осуществлении перерасчета, который производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете (абз.3 п.1 ст.20 названного Федерального закона), во внимание принимается сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится этот перерасчет, т.е. учитывается сумма страховых взносов не на день подачи заявления о перерасчете, а за больший период времени - на первое число следующего месяца, что увеличивает размер пересчитанной страховой части трудовой пенсии. Таким образом, этот порядок перерасчета пенсий не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров; напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня. Такое правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее конституционным предписаниям.

Что касается возложения на граждан обязанности обратиться с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения, то это положение обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению (Определения Конституционного Суда РФ от 23 мая 2006 года №159-О и от 21 декабря 2006 года №577-О), - производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии через 12 полных месяцев со дня ее назначения либо со дня предыдущего перерасчета или отказаться на соответствующий период от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии (полностью или в определенной им части). При этом не полученные пенсионером суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет (п.4 ст.17 названного Федерального закона) и будут учтены при последующем перерасчете.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ответчика по перерасчету страховой части пенсии истца только с ДД.ММ.ГГГГ являются правомерными, не противоречат требованиям действующего закона и не нарушают прав истца.

При этом суд не может принять во внимание довод Гвенцадзе В.Г. о том, что в ДД.ММ.ГГГГ года он не смог подать заявление о перерасчете пенсии по причине нахождения в лечебном учреждении, поскольку согласно выписке из истории болезни, Гвенцадзе В.Г. находился на стационарном лечении только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГr., таким образом, препятствий для истца к обращению в Пенсионный фонд после ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Отсутствие на новом месте работы истца бухгалтера также не препятствовало истцу обратиться к ответчику с заявлением.

Судом не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших истцу для обращения к ответчику с заявлением.

Кроме того, суд принимает во внимание, что перерасчет пенсии основан на волеизъявлении самого пенсионера и производство перерасчета Пенсионным фондом без выраженной в заявлении воли самого пенсионера противоречит требованиям закона.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности в нарушение требований закона произвести перерасчет страховой части пенсии истца.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гвенцадзе В.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд в течение 10.

...

...

Судья                                                                                           Н.С. Винокурова