Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2011 г. Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Кувшиновой Т.С. при секретаре Марковой Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснобаковского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» об обязании установить дорожные знаки и устранить выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия на участке дороги, у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Краснобаковского района Нижегородской области с привлечением сотрудников ОГИБДД ОВД по Краснобаковскому району Нижегородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на участках автодорог межмуниципального или регионального значения на территории Краснобаковского района Нижегородской области и сооружений на них. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в данной сфере. На участке автодороги <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 24,421 км на участках 5-11 км, 17-19 км по обе стороны дороги имеет место неудовлетворительная видимость вследствие наличия кустарников, не приняты меры к информированию участников дорожного движения о данной опасности, что в свою очередь создает угрозу ДТП; на участке с 5 км по 24 км справа отсутствует знак 6.13 Правил дорожного движения; на 15 и 16 км справа отсутствуют дорожные знаки 5.23.1. «Начало населенного пункта», 5.24.1. «Конец населенного пункта». На участке автодороги <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 12,700 км на участке с 11 по 12.700 км имеются выбоины и разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТ Р №; на участке с 0 по 12 км отсутствует дорожный знак 6.13 ПДД; на участке с 9 по 10 км имеет место неудовлетворительная видимость вследствие наличия кустарников, не приняты меры к информированию участников дорожного движения о данной опасности, что в свою очередь создает угрозу ДТП. На участке автодороги <адрес>, проходящей на территории Краснобаковского района, протяженностью 28,800 км на участке с 24 по 29 км имеется повреждение грунтовых обочин. Автодорога <адрес> является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, находится в государственной собственности Нижегородской области, автодорога <адрес> и автодорога <адрес> являются автодорогами общего пользования регионального значения, находятся в государственной собственности Нижегородской области. Указанные дороги находятся в оперативном управлении Государственного учреждения «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области, что подтверждается выпиской из реестра имущества государственной собственности Нижегородской области. Данным учреждением контроль за состоянием дорог не ведется, содержание и ремонт не осуществляются, текущий и капитальный ремонт не производится. Невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти Нижегородской области обязанностей привело к тому, что обследованные участки дорог представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствовало ДТП, в том числе повлекшим гибель людей или причинения вреда их здоровью. Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Невыполнение ГУ «ГУАД НО» требований Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.3 статьи 5 Федерального закона от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», нарушает федеральное законодательство, т.е. интересы Российской Федерации. Сложившаяся на указанных участках дороги Краснобаковского района ситуация ведет к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, вследствие возникающих дорожно-транспортных происшествий, а следовательно - к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья. Прокурор просил: 1) обязать Государственное учреждение «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области провести работы по приведению дорожного покрытия автодорог <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных на территории Краснобаковского района, в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно: на автодороге <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 24,421 км, устранить на участках 5-11 км, 17-19 км по обе стороны дороги неудовлетворительную видимость вследствие наличия кустарников, принять меры к информированию участников дорожного движения о данной опасности, исключить создание угрозы ДТП; на участке с 5 км по 24 км справа установить знак 6.13 Правил дорожного движения; на 15 и 16 км справа установить дорожные знаки 5.23.1. «Начало населенного пункта», 5.24.1. «Конец населенного пункта»; на автодороге <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 12,700 км на участке с 11 по 12.700 км устранить выбоины и разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТ Р №; на участке с 0 по 12 км установить дорожный знак 6.13 ПДД; на участке с 9 по 10 км устранить неудовлетворительная видимость вследствие наличия кустарников, принять меры к информированию участников дорожного движения о данной опасности, исключить создание угрозы ДТП; на автодороге <адрес>, проходящей на территории Краснобаковского района, протяженностью 28,800 км на участке с 24 по 29 км устранить повреждение грунтовых обочин. Заявлением в порядке статьи 39 ГПК РФ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Каногин М.В. фактически отказался от части исковых требований, поддержав требования об обязании ответчика провести работы по приведению дорожного покрытия автодорог <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных на территории Краснобаковского района, в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно: на автодороге <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 24,421 км на участке с 5 км по 24 км справа установить знак 6.13 Правил дорожного движения; на 15 и 16 км справа установить дорожные знаки 5.23.1. «Начало населенного пункта», 5.24.1. «Конец населенного пункта»; на автодороге <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, протяженностью 12,700 км на участке с 11 по 12.700 км устранить выбоины и разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТ Р №; на участке с 0 по 12 км установить дорожный знак 6.13 ПДД. Представитель ответчика Максина Ю.В. иск не признала. Пояснила, что ГУ «ГУАД НО» финансируется за счет средств областного бюджета, заключает государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Исходя из средств, выделяемых на содержание автодорог законом Нижегородской области «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ», и программы ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ «ГУАД НО» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Краснобаковского района Нижегородской области с ЮЛ. Работы осуществляются в соответствии с техническим заданием, в котором отражен перечень видов и объемов работ на содержание автодорог, и установленными сроками. Работы по установке дорожных знаков, устранению выбоин асфальнобетонного покрытия, осуществляются в течение ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с выделенными денежными средствами. Специалистами ГУ «ГУАД НО» в период выполнения работ ЮЛ неоднократно выдавались предписания на устранения нарушений производства работ по контракту, за невыполнение которых при подписании актов проверки уровня содержания автомобильных дорог и приемки-сдачи работ, производило снятие с подрядчика денежных средств. Доводы истца о том, что ответчиком не осуществляется контроль за состоянием дорог, не осуществляется содержание и ремонт, не производится текущий и капитальный ремонт, считает необоснованными и не проверенными. Представитель ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ «Краснобаковский» в судебное заседание не явился. Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируется законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно статье 12 данного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 33 того же закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1). Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов (часть 2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Правительством Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об утверждении областной целевой программы «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на ДД.ММ.ГГГГ». Из текста программы следует, что она рассчитана на 3-летний период ДД.ММ.ГГГГ, который будет рассматриваться как переходный период от стратегии «обеспечения минимально необходимого уровня содержания и выполнения ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них по остаточному принципу» к стратегии «обеспечения нормативных транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и искусственных сооружений на них». Государственным заказчиком мероприятий Программы является министерство строительства Нижегородской области. Управление Программой осуществляет министерство строительства Нижегородской области и ГУ «ГУАД НО» (по согласованию). В целях обеспечения проведения комплекса мероприятий по реализации Программы, министерство строительства Нижегородской области уполномочивает ГУ «ГУАД НО» на выполнение функций государственного заказчика, в том числе на заключение государственных контрактов, приемку и оплату работ, услуг. Непосредственными исполнителями работ являются подрядные организации. Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области, оперативный контроль осуществляют министерство строительства Нижегородской области и ГУ «ГУАД НО» (по согласованию). В рамках данной Программы определен размер расходов на финансирование дорожного хозяйства Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ по ГУ «ГУАД НО». ДД.ММ.ГГГГ ГУ «ГУАД НО» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснобаковского района Нижегородской области, с ЮЛ (л.д.75-79). В соответствии с условиями данного контракта, ЮЛ приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию сети автомобильных дорог и сооружений на них, в объемах и сроках в соответствии с техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автодорог, действующими нормативно-техническими документами, а также по обеспечению безопасности движения на автодорогах и требуемый уровень качества их содержания. На содержание ЮЛ приняты, в том числе и автодороги <адрес>, <адрес>, <адрес>, относящиеся к дорогам межмуниципального значения. В соответствии с техническим заданием и перечнем видов и объемов работ на содержание автодорог в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87-91), предусмотрены зимние и летние виды работ. Работы по замене и установке дорожных знаков предусмотрены в период с мая по сентябрь месяц включительно (летние работы). Прокурор заявил требование об обязании ответчика установить дорожный знак 5.23.1. «Начало населенного пункта», знак 5.24.1. «Конец населенного пункта» в <адрес>. В своем исковом заявлении прокурор не ссылается на какие-либо нормативно-технические документы, которые говорили бы о необходимости проведения таких работ в строго ограниченные сроки после выявления факта отсутствия знаков. На момент заявления данного требования, установленный ГУ «ГУАД НО» в техническом задании срок работ для ЮЛ, связанных с дорожной обстановкой - ДД.ММ.ГГГГ, не истек. ГУ «ГУАД НО» ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание ЮЛ об установке дорожных знаков 5.23.1., 5.24.1. в <адрес> (л.д.143). Таким образом, суд считает, что требование об обязании ответчика установить указанный дорожный знак заявлено преждевременно, без учета того обстоятельства, что работы в соответствии с государственным контрактом поручены подрядчику, обязанному их выполнить в определенный контрактом срок, при этом факт нарушения этого срока на день рассмотрения дела в суде, отсутствует. Требование прокурора об обязании ответчика установить километровые знаки на участке с 5 по 24 км автодороги <адрес>, с 0 по 12 км дороги <адрес> суд также считает не подлежащим удовлетворению. В соответствии с Национальным стандартом РФ «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ №», знак 6.13 «Километровый знак» применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км. (пункт ДД.ММ.ГГГГ.). В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в результате инвентаризации дорог межмуниципального значения выявилось несовпадение места нахождения установленных ранее столбиков километровых знаков реальному километражу дорог. В связи с этим обстоятельством, для определения конкретных мест установки километровых знаков необходим проект их дислокации, который разрабатывается специальной проектной организацией на основании отдельного контракта, заключаемого по результатам электронных торгов. Работы по установке дорожных знаков - отдельная строка финансирования, и на ДД.ММ.ГГГГ в бюджете Нижегородской области для ГУ «ГУАД НО» такое финансирование не предусмотрено. Эти работы будут включены в программу финансирования, утверждаемую Правительством Нижегородской области, на ДД.ММ.ГГГГ., и будут выполняться на основании самостоятельного контракта. Из приведенных судом выше норм законодательства следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения на территории Нижегородской области осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, при этом формирование расходов бюджета осуществляется Правительством Нижегородской области. Поскольку деятельность ГУ «ГУАД НО» в соответствии с Уставом финансируется за счет средств областного бюджета, государственные контракты заключаются им исходя из размера выделенных на цели содержания автомобильных дорог денежных средств, суд считает, что претензии к данному ответчику, превышающие его финансовые возможности, заявлены необоснованно. Исковые требования к Правительству Нижегородской области у истца отсутствуют. При таких обстоятельствах суд считает, что возложение на ответчика обязанности по установке километровых знаков в настоящее время не будет соответствовать принципу исполнимости решения. Кроме того, суд считает, что прокурор не доказал, что отсутствие в настоящее время километровых знаков ведет к нарушению законных прав и интересов неопределенного круга лиц либо Российской Федерации, и требует немедленного понуждения судебным решением ГУ «ГУАД НО» к исполнению уставных целей его деятельности. Требования прокурора в части обязания ответчика устранить выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТ Р № на участке с 11 по 12.700 км автодороги <адрес>, проходящей по территории Краснобаковского района, суд также находит не подлежащими удовлетворению. В соответствии с ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (пункт 3.1.2.). При этом, в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик дорог (ГОСТ определено 3 группы дорог), предусмотрены предельно допустимые повреждения на 1 000 кв.м. покрытия, и сроки из ликвидации. Доказательств того, что выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия, имеющиеся на данной дороге, превышают нормы ГОСТ Р № по предельным размерам этих выбоин и предельным нормативам общей площади, суду не представлено. Это обстоятельство не отражено ни в одном из представленных прокурором документов, а в судебном заседании представитель истца пояснил, что замеры выбоин и разрушений не производились. Акт совместной проверки содержания дорог от ДД.ММ.ГГГГ, представителем ГУ «ГУАД НО» подписан с замечанием (л.д.138), в котором он указал на факт отсутствия замеров, и указал, что это не позволяет отнести выбоины и разрушения к превышающим нормы ГОСТ Р №. Поскольку достоверных доказательств данному обстоятельству истцом не представлено, суд не может придти к выводу о нарушении ответчиком сроков проведения работ, предусмотренных указанным ГОСТом, по устранению выбоин. Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, в соответствии с техническим заданием для ЮЛ, должен производиться в период с апреля по октябрь включительно. Конечный срок выполнения работ на день вынесения решения суда не наступил. Оснований для вывода о том, что ремонт не будет проведен в установленный срок, у суда не имеется. Ссылки на нормативные документы, которые бы указывали на определенные сроки проведения ямочного ремонта, исковое заявление не содержит. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части суд не усматривает. Доводы прокурора о том, что ГУ «ГУАД НО» не выполняются требования закона «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», не осуществляется контроль за состоянием дорог, не осуществляется их содержание и ремонт, не производится текущий и капитальный ремонт, суд находит необоснованными. Из обстоятельств дела следует, что ГУ «ГУАД НО» организована дорожная деятельность в отношении дорог на территории Краснобаковского района Нижегородской области, заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог; в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год осуществляется расходование бюджетных средств; осуществляется контроль за исполнением ЮЛ условий договора, определенных в техническом задании и перечне видов и объемов работ по содержанию автодорог. Реальные работы по содержанию дорог на территории Краснобаковского района Нижегородской области ведутся, имеющиеся недостатки устраняются, что подтверждается фактическим отказом прокурора от части исковых требований. При таких обстоятельствах суд считает, что судебная защита прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации путем вынесения решения об обязании ответчика осуществить действия, которые он и так осуществляет в процессе своей хозяйственной деятельности, в настоящее время не требуется. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Прокурору Краснобаковского района Нижегородской области, заявившему иск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» об обязании установить дорожные знаки и устранить выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия на участке дороги, отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через районный суд. ... ... ... Судья Т.С.Кувшинова ... ...