о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма



Дело                                                                                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года

Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Дудиной Е.С.

при секретаре Шашенковой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заливина А.В. к администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода, администрации г.Нижнего Новгорода о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма,

Установил:

Заливин А.В. обратился в суд с иском к администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода, администрации г.Нижнего Новгорода о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что зарегистрирован и проживает в комнатах 3 и 4 квартиры ранее комнаты и ) <адрес>. Комнаты были получены от железной дороги в ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ был заключен типовой договор найма помещения в общежитии на комнаты и ДД.ММ.ГГГГ, расположенные на девятом этаже девятиэтажного кирпичного дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вышло постановление администрации <адрес> «Об исключении жилых зданий из состава специализированного жилищного фонда». ДД.ММ.ГГГГ вышло Распоряжение администрации <адрес> о присвоении номера коммунальным квартирам в <адрес> общей площадью 114,7 кв.м., в том числе жилой 73 кв.м. - <адрес>, общая площадь комнат и 4 - 35,0 кв.м., жилая 27,0 кв.м. (ранее комнаты и ). Он обратился в администрацию Канавинского района г.Н.Новгорода с заявлением о заключении договора социального найма, однако получил отказ. Согласно справке о состоянии лицевого счета, он добросовестно исполняет обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг. В связи с отказом в заключении договора социального найма он не может приватизировать жилье.

На основании изложенного истец просил суд признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, ком. 3, 4; обязать администрацию Канавинского района г.Нижнего Новгорода заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Заливин А.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода Осина Л.В. действующая на основании доверенностей, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, направила письменные возражения на заявленные требования, в которых указала, что в заключении договора социального найма истцу было отказано т.к. жилое помещение предоставлено с нарушением нормы предоставления жилой площади в соответствии со ст.58, 105 ЖК РФ.

С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции РФ, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.

Исходя из того, что отношения, связанные с функционированием объектов, относящихся к жилищному фонду социального использования, и сохранением их целевого назначения, носят публично-правовой характер, федеральный законодатель, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, осуществляя регулирование этих отношений и одновременно обеспечивая распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства, вправе определять, что те или иные принадлежащие им объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, подлежат передаче муниципальным образованиям.

В процессе преобразования отношений собственности в жилищной сфере федеральный законодатель вправе также издавать нормативные правовые акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, равно как и отменять их - при соблюдении требований разумной стабильности действующей системы норм, недопустимости внесения в нее произвольных изменений и с учетом того, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели (статья 55, часть 3), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П).

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе…обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.

В силу п.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Принимая в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий решение о передаче принадлежавших им жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления и распространяя на отношения по пользованию жилыми помещениями в этих домах нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий, признаваемых за ним в этом вопросе Конституцией РФ.

Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

В силу ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.63 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Предметом спора являются жилые помещения - комнаты и в <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно ч.1 ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В судебном заседании установлено, что жилые помещения - комнаты и в <адрес>, были представлены истцу Заливину А.В. как работнику ЮЛ 1 в ДД.ММ.ГГГГ. Данные комнаты предоставлялись истцу, а также членам его семьи - жене ФИО 1, сыну ФИО 2 (были зарегистрированы в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), дочери ФИО 3 (была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

На основании договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, даритель ФИО13 безвозмездно передал принадлежащее ему на праве собственности здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> - администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным учреждением г.Н.Новгорода «Управление муниципальным жилищным фондом <адрес>, и Заливиным А.В. был заключен типовой договор найма жилого помещения , в соответствии с которым наймодатель предоставил нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из двух комнат и по адресу: <адрес>

Данный договор ответчиками не оспаривался.

В настоящее время дом по <адрес> является муниципальной собственностью и исключен из состава специализированного жилищного фонда.

При этом постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поручено администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода организовать работу по проведению мероприятий по нумерации жилых помещений в данном доме и по заключению с проживающими договоров социального найма.

Распоряжением администрации Канавинского района г.Н.Новгорода -р от ДД.ММ.ГГГГ квартире, расположенной в первом подъезде на девятом этаже, состоящей из помещения жилой комнаты площадью 13,8 кв.м., помещения жилой комнаты площадью 13,7 кв.м., помещения жилой комнаты площадью 13,3 кв.м., помещения жилой комнаты площадью 18,9 кв.м., помещения прихожей площадью 4,4 кв.м., помещения прихожей площадью 5,7 кв.м., помещения прихожей площадью 9,5 кв.м., помещения прихожей площадью 2,5 кв.м., помещения туалета площадью 1,1 кв.м., помещения туалета площадью 1,2 кв.м., помещения туалета площадью 1,2 кв.м., помещения туалета площадью 1,2 кв.м., помещения туалета площадью 1,7 кв.м., помещения душа площадью 1,1 кв.м., помещения душа площадью 1,2 кв.м., помещения душа площадью 1,6 кв.м., помещения кухни площадью 9,3 кв.м., общей площадью 114,7 кв.м., в том числе жилой площадью 73,0 кв.м., присвоен номер 29 (п.1.5).

Согласно п.2.5 данного Распоряжения присвоены номера комнатам в коммунальной квартире - комнате жилой площадью 13,7 кв.м. номер (ранее комната ), комнате жилой площадью 13,3 кв.м. номер (ранее комната

Факт вселения и постоянного проживания Заливина А.В. и членов его семьи в спорных жилых помещениях на протяжении многих лет, ответчиками не оспаривается.

Других лиц, кроме истца, имеющих право пользования в спорном жилом помещении, нет.

Доказательств обратного, а именно отсутствия у истца права пользования спорным жилым помещением, в суд ответчиками не представлено. Требований о выселении истца из данных жилых помещений ответчиками никогда не ставилось.

В настоящее время в спорных жилых помещениях на регистрационном учете состоит и постоянно проживает истец Заливин А.В. На его имя открыт лицевой счет.

Истец Заливин А.В. использует спорные жилые помещения по назначению, проживая в них, обеспечивает сохранность жилых помещений, поддерживают надлежащее состояние, проводит текущий ремонт, своевременно вносит плату за жилые помещения и коммунальные услуги, а также несет расходы по найму жилого помещения.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что Заливин А.В. был вселен в спорные жилые помещения законно с соблюдением установленных требований, следовательно, у истца возникло и в настоящее время не прекратилось право пользования жилыми помещениями - комнатами <адрес>

Следовательно, требования истца о признании его приобретшим право пользования спорными жилыми помещениями, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Канавинского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанные жилые помещения.

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода в заключении договора социального найма было отказано.

Вместе с тем, суд находит данный отказ необоснованным, поскольку у администрации отсутствовали основания для отказа в заключении договора социального найма.

Согласно ч.1, п.4 ч.7 ст.43 Устава г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям администрации г. Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка реализации полномочий собственника муниципального жилищного фонда структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода» администрациям районов города Нижнего Новгорода в отношении муниципального жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего района предоставлено право заключать договоры найма и социального найма с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Таким образом, требования истца о заключении с ним договора социального найма на спорные жилые помещения являются законными, обоснованными и, следовательно, подлежат удовлетворению, поскольку иное привело бы к нарушению прав истца, гарантированных Конституцией РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Заливина А.В. к администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода, администрации г.Нижнего Новгорода о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма удовлетворить.

Признать Заливина А.В. приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Канавинского района г.Нижнего Новгорода заключить с Заливиным А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения договор социального найма на комнаты 3,4 <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья       Е.С. Дудина