Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
12 апреля 2011 года Нижний Новгород
Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А.,
при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Циркель Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Канавинского района Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном в части 1 статьи 5.57 КоАП РФ, в отношении Циркель Н.В.,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство образования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провело плановую документарную проверку в отношении МДОУ Детский сад комбинированного вида №, в ходе которой установило, что в договорах, заключенных между МДОУ и родителями (законными представителями) детей, посещающих группы компенсирующей направленности (для детей с общими нарушениями речи), определена обязанность родителей вносить плату за содержание ребенка в МДОУ, что является нарушением прав воспитанников и установленного порядка реализации прав.
Усмотрев в действиях заведующей МДОУ Детский сад комбинированного вида № Циркель Н.В. признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ, в отношении нее составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Канавинского района Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Циркель Н.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ, назначено наказание по части 1 статьи 5.57 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Циркель Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление мирового судьи отменить; производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы Циркель Н.В. указала, что ее вина в совершении данного правонарушении отсутствует. Кроме того, постановление мирового судьи не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, не является мотивированным, не содержит мотивированных выводов о том, какие служебные обязанности Циркель Н.В. не исполнила либо исполнила ненадлежащим образом. В своей деятельности Циркель Н.В. руководствуется Уставом МДОУ Детский сад комбинированного вида №, в соответствии с которым в ее обязанности входит обеспечение и выполнение текущих и перспективных планов ДОУ, решений и указаний Учредителя, принятых в пределах его компетенции. При этом вопросы, касающиеся утверждения финансового плана МДОУ, внесение в него изменений, относятся к компетенции Учредителя. Согласно пунктам 1.1 и 1.4 Устава МДОУ Детский сад комбинированного вида № создано в соответствии с распоряжением главы администрации Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Нижнего Новгорода является учредителем МДОУ. В соответствии со статьей 41 Устава Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы от 23.11.2005 № 91 (с последующими изменениями), администрация Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами нижегородской области. В структуру администрации Нижнего Новгорода входят отраслевые (функциональные) структурные подразделения: департаменты, управления, комитеты и другие подразделения, а также территориальные органы администрации Нижнего Новгорода, в том числе, и администрация Канавинского района (пункт 8). ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления образования и социально-правовой защиты детства издан приказ № «Об установлении родительской платы»; в соответствии с данным приказом, руководителям МДОУ предписано установить родительскую плату за содержание ребенка в МДОУ, размер которой определен в приложении к приказу. Таким образом, издавая внутренний приказ по МДОУ Детский сад комбинированного вида №, Циркель Н.В. исполняла решения учредителя, поскольку приказ управления администрации Канавинского района Нижнего Новгорода в соответствии с вышеприведенными положениями Устава относится к решениям и указаниям Учредителя, обязательным для исполнения всеми муниципальными служащими, к которым она относится. За неисполнение служебных обязанностей Циркель Н.В. могла быть привлечена к дисциплинарной ответственности. На основании изложенного Циркель Н.В. полагает, что не допустила неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, и основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали.
В судебном заседании Циркель Н.В. жалобу поддержала, добавив, что на содержание детей с ограниченными возможностями субвенций не выделялось.
ФИО 1, составившая административный протокол в отношении Циркель Н.В., в судебном заседании указала на законность вынесенного постановления, сославшись на статью 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Закон Нижегородской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование». Издание приказа об установлении родительской платы не касалось вопроса об установлении платы для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, Циркель Н.В., основываясь на положениях законодательства Российской Федерации и обратившись к учредителю в установленном порядке с заявкой на финансирование содержания детей с ограниченными возможностями, могла не допустить совершение правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Циркель Н.В., пояснения должностного лица ФИО 1, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 (регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов), дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и в силу пункта 4 Положения - создающего условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В пункте 7 названного Положения установлено, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения, в том числе, детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании).
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста; группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей (пункт 8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении).
В соответствии с пунктом 29 Положения дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
На основании пункта 33 Положения в группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет, в том числе, для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что дети с нарушениями речи подлежат приему в группы компенсирующей направленности, в которых осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, причем прием данных детей в группы компенсирующей направленности происходит только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
На основании пункта 9 Положения дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
В соответствии с пунктом 38 Положения установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
В пункте 5 статьи 5 названного Закона установлено, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно пункту 6 той же статьи государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
На основании пункта 4 части 1 статьи 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их прав на образование» детям, посещающим государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, освобождение от родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях.
Ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации установлена в части 1 статьи 5.57 КоАП РФ.
Из материалов административного дела в отношении Циркель Н.В. и постановления мирового судьи следует, что распоряжением администрации Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № Циркель Н.В. назначена на должность заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом № Канавинского района с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад комбинированного вида № в лице заведующей Циркель Н.В. заключило договор с родителем ребенка ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ребенок зачислен в старшую логопедическую группу (на основании путевки РУО и СПЗД администрации Канавинского района от ДД.ММ.ГГГГ №; медицинского заключения; заключения психолого-медико-педагогической комиссии района от ДД.ММ.ГГГГ); на родителей возложена обязанность вносить плату за содержание ребенка в размере 20 процентов общей стоимости содержания ребенка - 1 226 рублей.
В соответствии с Уставом МДОУ Детский сад комбинированного вида № дети, нуждающиеся в коррекции недостатков в развитии речи, принимаются в Учреждение с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии; дети, посещающие учреждение, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовым актами, нормативными актами Нижегородской области.
Должностная инструкция заведующего МДОУ Детский сад комбинированного вида № Циркель Н.В. свидетельствует о возложении на нее обязанности по руководству образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения (пункт 2.1 инструкции).
Кроме того, устав МДОУ Детский сад комбинированного вида № устанавливает порядок приема детей, в том числе в компенсирующие группы - на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, что и имело место быть в случае с ФИО 2
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств мировой судья установил, что Циркель Н.В., являясь заведующей МДОУ Детский сад комбинированного вида №, не освободила родителей ребенка ФИО 2, имеющего проблемы в речевом развитии, то есть ограниченные возможности здоровья, от родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Доводы Циркель Н.В. о том, что она исполняла обязательные для нее указания органа местного самоуправления (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), являются несостоятельными, поскольку приказы об установлении родительской платы, изданные Управлением образования и социально-правовой защиты детства администрации Канавинского района, не освобождали Циркель Н.В. от исполнения законов Российской Федерации и Нижегородской области, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
При этом ссылку Циркель Н.В. на Положение об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 № 151, согласно пункту 3.2 которого освобождаются от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях родители (законные представители) детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных образовательных учреждениях, суд отклонил, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Также несостоятельной является ссылка Циркель Н.В. на то, что не предоставлялись субвенции на финансирование детей с ограниченными возможностями, поскольку заявки на выделение денежных средств на финансирование расходов по содержанию данных детей Циркель Н.В. не подавались.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о совершении Циркель Н.В. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 5.57 КоАП РФ, - нарушение права на образование, выразившиеся в нарушении права на получение общедоступного и бесплатного образования, и вины в совершении правонарушения, является верным, поскольку Циркель Н.В. имела возможность не допустить совершение правонарушения.
Вид и размер назначенного Циркель Н.В. наказания отвечают требованиям части 1 статьи 3.1 и статье 3.5 КоАП РФ; назначены в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ, с учетом личности Циркель Н.В. и тяжести совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного постановление мирового судьи судебного участка № Канавинского района Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Циркель Н.В. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Циркель Н.В. - без удовлетворения
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № Канавинского района Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ о признании Циркель Н.В. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ, и назначении Циркель Н.В. наказания по части 1 статьи 5.57 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей оставить без изменения, жалобу Циркель Н.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Шемякина