Дело № Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 14 октября 2011 года Нижний Новгород Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А., при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Суруджяна В.Р. на постановление, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1., по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотренном в статье 8.41 КоАП РФ, в отношении Суруджяна В.Р. У С Т А Н О В И Л : При проведении проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» выявлено нарушение сроков уплаты платы за негативное воздействие (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № Усмотрев в действиях заместителя директора ООО «...» Суруджяна В.Р., являющегося должностным лицом, ответственным за своевременную сдачу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, признаки правонарушения, предусмотренного в статье 8.41 КоАП РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ПФО составило в отношении Суруджяна В.Р. протокол от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ № Суруджян В.Р. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей. Не согласившись с принятым постановлением, Суруджян В.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы Суруджян В.Р. указал, что в оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что ООО «...» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, а также сведений о том, что ООО осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками в соответствии с положениями статьи 1, 21, 22, 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Таким образом, у административного органа отсутствовали основания для привлечения к ответственности по статье 8.41 КоАП РФ. Кроме того, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) не смогло по причине приостановления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Поволжском филиале ЗАО «...» расходных операций для обеспечения исполнения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, что подтверждается справкой из банка. В судебном заседании Суруджян В.Р. доводы жалобы поддержал. Инспектор Департамента Росприроднадзора ФИО 1., составившая административный протокол и вынесшая оспариваемое постановление, в судебном заседании пояснила, что Суруждян В.Р. является ответственным за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...». Законодательно на всех юридических лиц возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в результате любой деятельности юридических лиц образуются отходы потребления, которые должны быть учтены и внесена плата. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Суруджяна В.Р. и пояснения должностного лица, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в статье 1 названного Федерального закона определено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета В пункте 2 той же статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что обязанность по учету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, то есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, образовавшихся в процессе производства или потребления. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал. Ответственность за невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлена в статье 8.41 КоАП РФ. Из материалов административного дела в отношении Суруджяна В.Р. следует, что ответственным за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» назначен заместитель директора Суруджян В.Р. (приказы от ДД.ММ.ГГГГ № и №). Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, представленный ООО «...», сумма платежа составила ... рублей ... копеек. Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствует о перечислении ООО «...» платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Довод жалобы о приостановлении операций по счетам по счетам ООО «...» суд отклонил, поскольку платежное поручение ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за загрязнение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ поступило в Поволжский филиал ЗАО «...» ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства списаны со счета. При таких обстоятельствах инспектор Росприроднадзора ФИО 1 сделала правильный вывод о совершении Суруджяном В.Р. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ, - невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и о наличии вины Суруджяна В.Р. в совершении вменяемого нарушения. Доводы Суруджяна В.Р. о малозначительности совершенного правонарушения, суд отклонил. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение. В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Совершенное Суруджяном В.Р. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и природопользования. С учетом изложенного, приняв во внимание, что несвоевременное внесение хозяйствующими субъектами в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду препятствует финансированию неотложных запланированных природоохранных мероприятий, суд не нашел оснований для признания совершенного Суруджяном В.Р. правонарушения малозначительным. В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначая Суруджяну В.Р. наказание в виде штрафа в размере ... рублей, должностное лицо Департамента Росприроднадзора приняло во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя, в связи с чем назначило наказание в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, - штраф в размере ... рублей. Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, не установлено. На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1., в отношении Суруджяна В.Р., подлежит оставлению без изменения, а жалоба Суруджяна В.Р. - без удовлетворения. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, Р Е Ш И Л : Постановление государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Суруджяна В.Р. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении наказания по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей оставить без изменения; жалобу Суруджяна В.Р. - без удовлетворения. Судья О.А. Шемякина