Дело № Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 04 августа 2011 года Нижний Новгород Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А., при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Груздевой Н.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотренном в статье 8.41 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1 в отношении Груздевой Н.А., У С Т А Н О В И Л : При проведении проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» выявлено нарушение сроков уплаты платы за негативное воздействие (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № Усмотрев в действиях главного бухгалтера ООО «...» Груздевой Н.А., являющейся ответственной за своевременную сдачу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, признаки правонарушения, предусмотренного в статье 8.41 КоАП РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ПФО составило в отношении Груздевой Н.А. протокол от ДД.ММ.ГГГГ № Постановлением государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1. от ДД.ММ.ГГГГ № Груздева Н.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей. Не согласившись с принятым постановлением, Груздева Н.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление о назначении административного наказания. В обоснование доводов жалобы Груздева Н.А. указала, что организация занимается оптовой торговлей, у организации нет собственного автотранспорта, производственных помещений. Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности общество осуществляет, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных законодательством об окружающей среды осуществляется. В судебном заседании Груздева Н.А., доводы жалобы поддержала, показав, что ООО «...» занимается оптовой торговлей; располагается в арендованном помещении. Те бытовые отходы, которые образуются, общество размещает в контейнерах, которые вывозит собственник здания. Какого-либо договора о вывозе отходов, об их передаче ООО «...» со сторонними организациями не заключало. Инспектор Департамента Росприроднадзора ...., составившая административный протокол и вынесшая оспариваемое постановление, в судебное заседание не явилась. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Груздевой Н.А., суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Из положений действующего природоохранного законодательства следует, что негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал. Ответственность за невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлена в статье 8.41 КоАП РФ. Из материалов административного дела в отношении Груздевой Н.А. следует, что ответственным за своевременное перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» назначена главный бухгалтер Груздева Н.А. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, представленному ООО «...», сумма платежа составила ... рублей; за ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей; за ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей; за ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей. Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствует о перечислении ООО «...» платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах инспектор Росприроднадзора ФИО 1 сделала правильный вывод о совершении Груздевой Н.А. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ, - невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и о наличии вины Груздевой Н.А. в совершении вменяемого нарушения. Довод жалобы об отсутствии в действиях Груздевой Н.А. состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ в связи с тем, что ООО «...» не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, суд отклонил по следующим причинам. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов. При этом в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Из материалов дела видно, что в результате деятельности ООО «...» образуются бытовые отходы; каких-либо договоров о возложении обязанностей производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ООО «...», общество не заключало. При таких обстоятельствах ООО «...» не может быть освобождено от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации № «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Суд, рассматривающий жалобу, не нашел оснований для признания совершенного Груздевой Н.А. правонарушения малозначительным. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение. В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Совершенное Груздевой Н.А. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и природопользования. С учетом изложенного, приняв во внимание, что несвоевременное внесение хозяйствующими субъектами в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду препятствует финансированию неотложных запланированных природоохранных мероприятий, суд не нашел оснований для признания совершенного Груздевой Н.А. правонарушения малозначительным и, как следствие, освобождения Груздевой Н.А. от административной ответственности. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ). Назначая Груздевой Н.А. наказание в виде штрафа в размере ... рублей, должностное лицо Департамента Росприроднадзора приняло во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя, в связи с чем назначил наказание в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, - штраф в размере ... рублей. Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, не установлено. На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1, в отношении Груздевой Н.А., подлежит оставлению без изменения, а жалоба Груздевой Н.А. - без удовлетворения. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Постановление государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Груздевой Н.А. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении наказания по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей оставить без изменения; жалобу Груздевой Н.А. - без удовлетворения. Судья О.А. Шемякина