жалоба на постановление



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

03 октября 2011 года                                                    Нижний Новгород

     Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А.,

при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бакина В.В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -пдл, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1., предусмотренном в статье 8.41 КоАП РФ, в отношении Бакина В.В.

У С Т А Н О В И Л :

При проведении проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» выявлено нарушение сроков уплаты платы за негативное воздействие (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ ), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования -ар.

Усмотрев в действиях главного инженера ООО «...» Бакина В.В., являющегося должностным лицом, ответственным за своевременную сдачу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, признаки правонарушения, предусмотренного в статье 8.41 КоАП РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ПФО составило в отношении Бакина В.В. протокол от ДД.ММ.ГГГГ -прдл.

Постановлением государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1. от ДД.ММ.ГГГГ -пдл Бакин В.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере                           ... рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, Бакин В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ         -пдл.

В обоснование доводов жалобы Бакин В.В. указал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Так как ООО «...» не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, то у административного органа отсутствовали основания для привлечения к ответственности по статье 8.41 КоАП РФ. Кроме того, административный орган незаконно и необоснованно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ. Внести плату за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) не смогло в связи с передачей полномочий и дел из одного ведомства в другое; ООО «...» по записи назначена дата сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ; расчет сдан в назначенное время, что подтверждается отметкой Росприроднадзора; просрочка платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ составила 12 календарных дней, из них 8 рабочих дней, что является незначительным.

Бакин В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Такой вывод не противоречит положениям статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При таких обстоятельствах судья счел возможным рассмотреть жалобу на постановление о назначении административного наказания в отсутствие Бакина В.В.

В судебном заседании защитник Третьякова С.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержала.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Бакина В.В., суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в статье 1 названного Федерального закона определено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета

В пункте 2 той же статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что обязанность по учету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, то есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, образовавшихся в процессе производства или потребления.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

Ответственность за невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлена в статье 8.41             КоАП РФ.

Из материалов административного дела в отношении Бакина В.В. следует, что ответственным за своевременную сдачу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «...» назначен главный инженер Бакин В.В. (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, представленный ООО «...», сумма платежа составила ...).

Платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствуют о перечислении ООО «...» платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах инспектор Росприроднадзора ФИО 1 сделала правильный вывод о совершении Бакиным В.В. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ, - невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и о наличии вины Бакина В.В. в совершении вменяемого нарушения.

Доводы Бакина В.В. о малозначительности совершенного правонарушения и возможности вынесения замечания, суд отклонил.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение.

В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершенное Бакиным В.В. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

С учетом изложенного, приняв во внимание, что несвоевременное внесение хозяйствующими субъектами в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду препятствует финансированию неотложных запланированных природоохранных мероприятий, суд не нашел оснований для признания совершенного Бакиным В.В. правонарушения малозначительным и, как следствие, освобождения Бакина В.В. от административной ответственности с вынесением замечания.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначая Бакину В.В. наказание в виде штрафа в размере ... рублей, должностное лицо Департамента Росприроднадзора приняло во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя, в связи с чем назначило наказание в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, - штраф в размере ... рублей.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ -пдл, не установлено.

На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -пдл, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО ФИО 1, в отношении Бакина В.В., подлежит оставлению без изменения, а жалоба Бакина В.В. - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора по охране природы по ПФО ФИО 1. от ДД.ММ.ГГГГ -пдл о признании Бакина В.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении наказания по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей оставить без изменения; жалобу Бакина В.В. - без удовлетворения.

Судья                                                                                  О.А. Шемякина