об административном правонарушении



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

28 ноября 2011 года                                                      Нижний Новгород

     Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А.,

при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сергеева Н.К. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -д/л, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО Акимовой А.А., предусмотренном в статье 8.41 КоАП РФ, в отношении Сергеева Н.К.,

У С Т А Н О В И Л :

При проведении проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду ЮЛ выявлено нарушение сроков внесение платы за негативное воздействие (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ ), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования -ар.

Усмотрев в действиях директора ЮЛ Сергеева Н.К. признаки правонарушения, предусмотренного в статье 8.41 КоАП РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ПФО составило в отношении Сергеева Н.К. протокол от ДД.ММ.ГГГГ -д/л.

Постановлением государственного инспектора по охране природы по ПФО Акимовой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ -д/л Сергеев Н.К. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере                           3 500 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, Сергеев Н.К. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ -д/л, освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

В обоснование доводов жалобы Сергеев Н.К. указал, что не отрицает факт наличия в своих действиях состава административного правонарушения, но учитывая, что на дату составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления) оплата была произведена, полагает, что совершенное правонарушение не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило ущерб государству, не привело к наступлению неблагоприятных последствий для третьих лиц, что позволяет сделать вывод о малозначительности административного правонарушения и применить в отношении него статью 2.9 КоАП РФ.

Сергеев Н.К., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Такой вывод не противоречит положениям статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При таких обстоятельствах судья счел возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие Сергеева Н.К.

В судебном заседании защитник Сергеева Н.К. Давлятов Р.В. доводы жалобы поддержал.

Инспектор Департамента Росприроднадзора Акимова А.А., составившая административный протокол и вынесшая оспариваемое постановление, в предыдущем судебном заседании указала на наличие в действиях Сергеева Н.К. состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Давлятова Р.В., суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в статье 1 названного Федерального закона определено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета

В пункте 2 той же статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что обязанность по учету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, то есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, образовавшихся в процессе производства или потребления.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

Ответственность за невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлена в статье 8.41             КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций

Как усматривается из материалов дела, по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, представленному ЗАО «Полипласт», сумма платежа составила 4 297 рублей 74 копейки                              (4 170 рублей 88 копеек + 126 рублей 86 копеек).

Платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ , , свидетельствуют о перечислении ЗАО «Полипласт» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года с нарушением срока, установленного законом.

При таких обстоятельствах инспектор Росприроднадзора Акимова А.А. сделала правильный вывод о совершении Сергеевым Н.К. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ, - невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и о наличии вины Сергеева Н.К. в совершении вменяемого нарушения.

Доводы Сергеева Н.К. о малозначительности совершенного правонарушения и возможности вынесения замечания, суд отклонил.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение.

В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершенное Сергеевым Н.К. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

С учетом изложенного, приняв во внимание, что несвоевременное внесение хозяйствующими субъектами в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду препятствует финансированию неотложных запланированных природоохранных мероприятий, суд не нашел оснований для признания совершенного Сергеевым Н.К. правонарушения малозначительным и, как следствие, освобождения Сергеева Н.К. от административной ответственности с вынесением замечания.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначая Сергееву Н.К. наказание в виде штрафа в размере 3 500 рублей, должностное лицо Департамента Росприроднадзора приняло во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя, в связи с чем назначил наказание в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, - штраф в размере 3 500 рублей.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ -д/л, не установлено.

На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -д/л, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО Акимовой А.А., в отношении Сергеева Н.К. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Сергеева Н.К. - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора по охране природы по ПФО Акимовой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ -д/л о признании Сергеева Н.К. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении ему наказания по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 500 рублей оставить без изменения; жалобу Сергеева Н.К. - без удовлетворения.

Судья                                                                                  О.А. Шемякина