Дело № Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 24 ноября 2011 года Нижний Новгород Судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода Шемякина О.А., при ведении протокола секретарем Рябовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крук Л.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО Акимовой А.А., предусмотренном в статье 8.41 КоАП РФ, в отношении Крук Л.А., У С Т А Н О В И Л : При проведении проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду администрацией Толбинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выявлено нарушение сроков уплаты платы за негативное воздействие (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №. Усмотрев в действиях главы местного самоуправления администрации Толбинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Крук Л.А. (ответственной за своевременную уплату налогов, взносов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней) признаки правонарушения, предусмотренного в статье 8.41 КоАП РФ, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ПФО составило в отношении Крук Л.А. административный протокол от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением государственного инспектора по охране природы по ПФО Акимовой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № Крук Л.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 100 рублей. Не согласившись с принятым постановлением, Крук Л.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование доводов жалобы Крук Л.А. указала, что ее вина в совершении вмененного правонарушения не установлена, так как несвоевременное внесение платы произошло по причине задержки расчетов от ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО»: заявка от администрации Толбинского сельсовета для определения размера платы за ДД.ММ.ГГГГ отправлена по электронной почте вовремя (ДД.ММ.ГГГГ); счет за оказание консультационных услуг ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» прислан ДД.ММ.ГГГГ; оплата за оказанные услуги произведена ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» выслало расчет платы за ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Управление финансов администрации района внесло плату за ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок пропущен не по вине Главы администрации Толбинского сельсовета. Кроме того, допущенное административное правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствовала существенная угроза правоохраняемым общественным интересам. В судебном заседании Крук Л.А. жалобу поддержала. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд пришел к следующему. На основании статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). При этом в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно письму Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Из положений действующего природоохранного законодательства следует, что негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал. Ответственность за невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлена в статье 8.41 КоАП РФ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, представленному администрацией Толбинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, сумма платежа составила 1 320 рублей 57 копеек. Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствует о перечислении администрацией Толбинского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах инспектор Росприроднадзора Акимова А.А. пришла к обоснованному выводу о совершении Крук Л.А., являющейся Главой администрации Толбинского сельсовета, правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ, - невнесение в установленные срокиплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Довод жалобы об отсутствии вины Крук Л.А. в несвоевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (по причине несвоевременного представления ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» расчетов) суд отклонил. В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Приняв во внимание, что договор с ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» на оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с определением размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, заключен администрацией Толбинского сельсовета в лице Крук Л.А., при этом в договоре не предусмотрены сроки выполнения ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» услуг, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что направление в ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» ДД.ММ.ГГГГ заявки для определения размера платы за 4 квартал 2010 года и неполучение счета за оказанные услуги в разумные сроки (позволяющие оплатить оказанные услуги и, соответственно, получить расчет и внести плату в срок, установленный законом, с учетом того, что все платежи администрацией Толбинского сельсовета осуществляются через райфинотдел администрации Сергачского муниципального района) при отсутствии претензий к ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» относительно сроков оказываемых консультационных услуг, свидетельствует о совершении Крук Л.А. административного правонарушения по неосторожности. Доводы Крук Л.А. о малозначительности совершенного правонарушения, суд отклонил. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение. В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Совершенное Крук Л.А. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и природопользования. С учетом изложенного, приняв во внимание, что несвоевременное внесение хозяйствующими субъектами в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду препятствует финансированию неотложных запланированных природоохранных мероприятий, суд не нашел оснований для признания совершенного Крук Л.А. правонарушения малозначительным и, как следствие, освобождения Крук Л.А. от административной ответственности с вынесением замечания. Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, не установлено; при назначении наказания административный орган учел характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя и совершение им правонарушения впервые. На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное государственным инспектором по охране природы по ПФО Акимовой А.А., в отношении Крук Л.А., подлежит оставлению без изменения, а жалоба Крук Л.А. - без удовлетворения. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, Р Е Ш И Л : Постановление государственного инспектора по охране природы по ПФО Акимовой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Крук Л.А. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении наказания по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 100 рублей оставить без изменения; жалобу Крук Л.А. - без удовлетворения. Судья О.А. Шемякина