Дело № 1-208-2010 г.
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
Дата г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Асановой Н.М.,
с участием государственных обвинителей- заместителя Канашского межрайпрокурора Васильева О.В., ст.помощника Канашского межрайпрокурора Иванцовой Т.М.,
подсудимой Шулаевой Р.И.,
защитника - адвоката Загидуллиной Л.А., представившей удостоверение Номер от Дата и ордер Номер от Дата,
при секретаре Викторовой Т.П.,
а также потерпевшего Л..,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Шулаевой Р.И., Дата рождения, уроженки ..., проживающей по адресу: ..., со ... образованием, гражданки Российской Федерации, ..., ..., ранее не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Шулаева Р.И. причинила смерть по неосторожности Д. при следующих обстоятельствах.
Дата около ... часов Шулаева Р.И., находясь у себя дома по адресу: ..., в ходе скандала, учиненного ее мужем Д. на почве личных неприязненных отношений, сопровождавшегося нанесением последним ударов Шулаевой Р.И., с целью предотвращения ее дальнейшего избиения Д., намереваясь испугать последнего, предвидя возможность причинения Д.. вреда своему здоровью, выставила нож, находящийся у нее в левой руке, прижав согнутую руку с ножом в локтевом суставе к правой груди, и удерживая нож рукояткой к себе, направив острие лезвия ножа в сторону Д. Когда Д. сделал шаг в сторону Шулаевой Р.И., пытаясь вновь ударить ее, то, не удержавшись, упал, ударившись грудной клеткой о нож, находящийся в руке Шулаевой Р.И. В результате чего Шулаевой Р.И. потерпевшему Д. по неосторожности была причинена колото- резаная рана передней поверхности грудной клетки слева, проникающая в плевральную полость с повреждением сердца, осложнившаяся гемотампонадой сердца, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека, от которой Д. скончался на месте происшествия через короткий промежуток времени.
Подсудимая Шулаева Р.И. свою вину в причинении смерти Д. по неосторожности признала и суду показала, подтвердив показания, данные ею в ходе предварительного расследования и оглашенные в судебном заседании л.д. ...), что Дата около ... часов они вместе с сыном Л. были дома, когда пришел ее муж Д.., находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Муж Д. стал требовать у нее спиртное, либо деньги на его приобретение, на что она ответила отказом. Тогда муж Д. стал вести агрессивно, обзывать ее нецензурными словами, после чего ударил правой рукой по левой щеке. От полученного удара она ударилась правой частью лба о стену. После этого она убежала в кухню, где кухонным ножом стала крошить хлеб для ягненка. В это время в кухню зашел ее муж Д.., и вновь ударил ее рукой по лицу (по левой щеке), требуя дать ему спиртное. Она хотела убежать на улицу, но муж Д.. стоял в дверях и не выпускал ее. Нож в это время она держала в левой руке. Прижав левую руку с ножом, согнутую в локте, к правой груди, она попросила мужа Д. не подходить к ней, так как боялась его, потому что тот был в ярости, подумала, что, увидев, нож, он испугается. Расстояние между ними было около метра. Нож она держала за рукоятку, лезвием вниз, обухом вверх, клинок ножа был чуть приподнят, острие лезвия ножа было направлено в сторону мужа. Муж Д. стал, требовать, чтобы она ударила его. Затем муж Д.., замахнувшись на нее кулаком правой руки, сделал шаг вперед в ее сторону, пошатнулся, после чего всем телом навалился на нее, наткнувшись грудью на лезвие ножа. Она стояла на месте и не делала никаких телодвижений. После этого муж Д.. обмяк, и она оттолкнула его от себя правой рукой, увидела у него рану в области левой груди. От толчка муж Д.. сел на диван, из груди пошла кровь и стала капать на пол. Через несколько минут он встал, сделал два шага и сел на пол в кухне, при этом продолжал оскорблять ее нецензурными словами, затем начал кричать от боли. После этого она зашла в зал и сказала своему сыну Л., что отец «нарвался» на нож, и побежала к фельдшеру С. Когда она вернулась домой через 10 минут, то муж лежал мертвым в кухне, на полу была кровь. Он лежал на спине с раскинутыми в стороны руками. Убивать мужа она не хотела, однако, держа нож острием лезвия в сторону мужа, она понимала, что муж может наткнуться на указанный нож, но думала, что увидев нож, муж испугается и не будет больше подходить к ней и избивать ее. Муж часто избивал ее, однако за помощью она ни к кому не обращалась.
Показания, данные Шулаевой Р.И. в ходе предварительного расследования и оглашенные в судебном заседании в порядке ч.1 ст.276 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя л.д....) в части того, что она сама сделала небольшое движение левой руки с ножом вперед в сторону мужа, чтобы напугать и остановить его, последняя не подтвердила в судебном заседании, пояснив, что эти показания даны ею в шоковом состоянии, в день похорон мужа, она настаивает на показаниях, данных ею в ходе судебного разбирательства и подтверждает в последующем данные ею в ходе предварительного расследования и оглашенные в судебном заседании показания, и утверждает, что она стояла на месте, каких-либо телодвижений не совершала, движение левой рукой с ножом в сторону мужа не делала.
Суд полагает необходимым положить в основу приговора показания подсудимой Шулаевой Р.И. в части обстоятельств получения колото-резанного ранения Д.., данные ею в ходе судебного заседания и показания, данные ею в ходе предварительного расследования л.д....) и подтвержденные ею в судебном заседании, поскольку они наиболее точно соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью ниже приведенных доказательств, в то время как первоначальные показания подсудимой, данные ею в ходе предварительного расследования л.д. ...) в части изложения обстоятельств получения Д. ножевого ранения не нашли своего подтверждения в судебном заседании, и доводы подсудимой о нахождении ее в подавленном состоянии в момент допроса суд признает состоятельными, поскольку судом было установлено, что первоначальный допрос подсудимой проводился Дата, то есть в день похорон мужа Д.., что дает основания полагать, что в указанный момент Шулаева Р.И. находилась в эмоциональном состоянии, затрудняющем ее способность дать объективные показания об обстоятельствах произошедшего.
Так, потерпевший Л. суду показал, что Дата около ... часов отец Д., находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения, учинил в спальной комнате скандал с матерью Шулаевой Р.И. После того, как мать Шулаева Р.И. вышла в кухню, отец последовал за ней. Через некоторое время он услышал, что отец снова кричит на мать. Через несколько минут в зал забежала мать Шулаева Р.И. и сказала, что отец наткнулся на нож. Он сразу же забежал в кухню и увидел сидящего на полу отца-Д. На полу и на животе у отца была кровь, в области грудной клетки с левой стороны была рана, на кухонном столе лежал нож. Мать Шулаева Р. побежала за фельдшером, а он вышел на улицу, чтобы встретить вызванную им бригаду скорой помощи. Примерно через 30 минут он вернулся домой и от фельдшера узнал, что отец умер, нож попал в сердце. Со слов матери Шулаевой Р.И. ему стало известно о том, что на кухне отец ударил ее по лицу, она подставила к правой груди нож, который держала в левой руке, лезвием ножа в сторону отца. Отец Д. снова попытался ее ударить, замахнулся, сделав шаг в ее сторону, и упал на нее, воткнувшись на нож. В последнее время отец часто устраивал скандалы с матерью, избивал ее, у нее на теле были синяки от побоев.
Свидетель С.. суду показала, что Дата около ... часов к ней домой прибежала Шулаева Р.И., она была взволнованна, сказала ей: «Я, по - моему, воткнула нож в мужа, но в этом не уверена». Они пошли домой к Шулаевой Р.И. По дороге Шулаева Р. рассказала ей, что муж Д. в кухне стал ругаться с нею, ударил ее по лицу. Шулаева Р.И. оттолкнула его рукой. У нее в это время в левой руке находился нож, и когда Д.. во второй раз замахнулся на Шулаеву Р.И, наткнулся на нож, Шулаева Р.И. оттолкнула Д. от себя, вытащила нож из тела Д. Когда они с Шулаевой Р.И. пришли домой, то Д. лежал на спине на полу в кухне, руки были раскиданы в стороны. На полу была кровь. Она пощупала пульс, но его не было. Лицо у Д.. было синюшным, из-за рта шла слизь, она поняла, что Д. мертв. На груди у него была резаная рана и кровь. На кухонном столе она увидела нож, со слов Шулаевой Р.И. поняла, что Д. наткнулся именно на данный нож.
Свидетель Д. суду показала, что Дата около ... часов к ней позвонил ее сын Д. и сообщил, что к нему звонил Л. и сказал, что Д.. ударил сам себя ножом насмерть. Когда она пришла домой к Шулаевой Р.И., то увидела Д.., лежащего на спине, на полу в кухне. На полу также была кровь. Со слов Шулаевой Р.И. ей стало известно, что Д. наткнулся на нож в ее руке, когда требовал у нее деньги на спиртное.
Из показаний свидетеля Д.., данных им в ходе предварительного расследования и оглашенных в судебном заседании в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ с согласия сторон (л.д. ...), следует, что Дата вечером поступил вызов о ножевом ранении в .... По указанному адресу их встретил Л. Затем к нему вышла фельдшер С. и сказала, что Д. умер. Зайдя в дом, он увидел лежащего на полу в кухне на спине с раскинутыми в стороны руками Д., рядом с ним на полу также была кровь. Он заметил у Д. колото-резаную рану в области сердца, затем констатировал смерть последнего. Шулаева Р.И. рассказала ему, что когда она резала хлеб в кухне, к ней подошел ее муж Д.., стал кричать на нее. Она повернулась с ножом в руке в его сторону, и он упал на нее, наткнувшись на нож в руке. У Шулаевой Р.И. было психомоторное состояние. Она повторяла, что не убивала мужа, он сам наткнулся на нож.
Выше приведенные показания потерпевшей, свидетелей нашли свое объективное подтверждение в исследованных судом письменных доказательствах.
Из карты вызова «скорой медицинской помощи» Номер следует, что Дата в ... часов ... минут в скорую медицинскую помощь ... поступило телефонное сообщение о получении Д. ножевого ранения в области грудной клетки.
Из протокола осмотра места происшествия от Дата л.д...) следует, что в доме Номер, расположенном по ..., на кухне на полу обнаружен труп Д. с телесным повреждением в левой части грудной клетки в виде колото-резанной раны; на полу возле трупа Д. обнаружена кровь, на кухонном столе- самодельный нож.
Из протокола осмотра предметов л.д....) следует, что был осмотрен нож, изъятый в ходе осмотра места происшествия, который был признан и приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства л.д....).
Согласно заключению эксперта Номер от Дата л.д....) на изъятом ноже обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от Д.
Из заключения эксперта Номер от Дата л.д....) следует, что смерть Д. последовала от колото-резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, проникающей в плевральную полость с повреждением сердца, осложнившейся гемотампонадой сердца, которая оценивается как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, находится в прямой причинной связи со смертью, могла возникнуть от однократного травматического воздействия колюще-режущего предмета при колюще- режущем механизме незадолго до наступления смерти. С момента наступления смерти Д. до вскрытия прошло до 1-х суток, смерть после получения колото-резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, проникающей в плевральную полость с повреждением сердца, наступила через короткий промежуток времени, исчисляемый в минутах. В момент получения повреждения потерпевший мог находиться в любом положении, делавшим доступными те или иные области тела для возникновения повреждения. После получения колото-резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, проникающей в плевральную полость с повреждением сердца, в течение короткого промежутка времени, исчисляемых в минутах, потерпевший мог совершать самостоятельные действия, в частности, мог передвигаться. При судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа Д. обнаружен этиловый спирт в концентрации, соответствующей алкогольному опьянению тяжелой степени в фазе выведения из организма ( при определении у живых лиц).
Согласно заключению эксперта Номер от Дата л.д....) выявленное колото-резаное повреждение на представленном кожном лоскуте от трупа Д.. возникло от однократного удара клинком ножа, изъятого в ходе осмотра места происшествия. В момент причинения повреждения на кожном лоскуте движение орудия было в направлении спереди назад, почти отвесно, а плоскость клинка была ориентирована наискосок, сверху вниз, слева направо, сверху отобразилось действие обуха, снизу - лезвия.
Из протокола следственного эксперимента от Дата л.д....) следует, что подсудимая Шулаева Р.И. смоделировала события произошедшего, продемонстрировав обстоятельства получения потерпевшим Д. проникающего колото-резаного ранения.
Факт причинения Шулаевой Р.И. смерти Д.. по неосторожности подтверждается также заключением судебно-медицинской экспертизы Номер от Дата л.д....), согласно выводам которой возможность образования колото-резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, проникающей в плевральную полость с повреждением сердца у Д. при обстоятельствах, установленных в ходе следственного эксперимента с подозреваемой Шулаевой Р.И., не исключается.
Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта Д. разъяснил и подтвердил в полном объеме ранее данное им заключение.
Из заключения эксперта Номер от Дата л.д....) следует, что у Шулаевой Р.И. обнаружены повреждения: гематома в лобной области справа давностью около 1-2 суток к моменту освидетельствования на Дата; кровоподтеки туловища и обеих верхних конечностей давностью около 8-10 суток к моменту освидетельствования на Дата, степень тяжести которых не определяется, как не причинившие вреда здоровью, могли быть получены действием тупого твердого предмета (предметов).
Согласно заключению первичной комплексной амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы Номер от Дата л.д. ...) Шулаева Р.И. во время инкриминируемого ей деяния каким-либо психическим расстройством, лишающим ее способности осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими не страдала, в настоящее время признаков какого-либо психического расстройства также не выявляется, может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается; в момент инкриминируемого ей деяния не находилась в состоянии аффекта, в состоянии физиологического аффекта, в другом эмоциональном состоянии неболезненного состояния, которое могло бы оказать существенное влияние на ее сознание и деятельность. Вместе с тем индивидуально-психологические особенности испытуемой оказали существенное влияние на ее поведение в исследуемой ситуации, ограничив способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в полной мере.
С учетом выводов комплексной амбулаторной судебной психиатрической экспертизы, обстоятельств дела оснований для иного вывода у суда не имеется.
В связи с этим Шулаева Р.И. подлежит наказанию за содеянное.
Таким образом, на основании приведенных выше согласующихся между собой доказательств, суд приходит к выводу о виновности Шулаевой Р.И. в совершении указанного преступления.
Государственный обвинитель Васильев О.В. просил переквалифицировать действия подсудимой Шулаевой Р.И. со ст.109 ч.1 УК РФ, указав, что у Шулаевой Р.И. не было умысла на причинение смерти Д.., Шулаева Р.И. причинила смерть Д. по неосторожности, пытаясь лишь напугать потерпевшего, с целью предотвращения ее избиения.
Суд соглашается с мнением государственного обвинителя, поскольку органами предварительного расследования не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у подсудимой Шулаевой Р.И. умысла на причинение смерти потерпевшему Д..
Судом было установлено, что подсудимая Шулаева Р.И., держа нож и направив его острием лезвия в сторону потерпевшего Д., не преследовала цели убить его, а намеревалась лишь напугать последнего, однако исходя из обстоятельств произошедшего, Шулаева Р.И. могла и должна была предвидеть, что Д.., находившийся в состоянии тяжелой степени алкогольного опьянения, мог упасть, ударившись телом, в том числе грудной клеткой, о нож, находившийся в руках у подсудимой, и причинить вред своему здоровью, однако она не проявила должной осмотрительности, в результате чего потерпевший, падая, ударился о нож и получил колото-резаную рану передней поверхности грудной клетки, от которой наступила его смерть.
При указанных данных суд квалифицирует действия подсудимой Шулаевой Р.И. по ч.1 ст.109 УК РФ, как причинение смерти по неосторожности.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность подсудимой, обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ее наказание.
Противоправность поведения потерпевшего Д.., явившегося поводом для преступления, суд в соответствии с п. «з» ч.1 ст.61 УК РФ признает обстоятельством, смягчающим наказание подсудимой.
Обстоятельств, отягчающих вину подсудимой Шулаевой Р.И., суд не усматривает.
Суд принимает во внимание, что Шулаева Р.И. характеризуется положительно, в содеянном чистосердечно раскаялась, ранее не привлекалась к уголовной ответственности, учитывает состояние ее здоровья, мнение потерпевшего Л.., просившего не назначать ей суровое наказание, обстоятельство, смягчающее ее наказание, и с учетом изложенных обстоятельств, личности подсудимой считает достижение целей исправления и предупреждения совершения Шулаевой Р.И. новых преступлений возможным, назначив ей наказание в виде ограничения свободы.
Оснований для назначения Шулаевой Р.И. наказания в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ суд не усматривает.
Вещественное доказательство по делу: нож - уничтожить, как не представляющий ценности.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л :
Признать Шулаеву Р.И. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК РФ, и назначить ей наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Обязать Шулаеву Р.И. являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации в дни, установленные этим органом; не менять место жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования «...» без согласия указанного специализированного государственного органа.
Меру пресечения осужденной Шулаевой Р.И. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения: подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Вещественное доказательство по делу, хранящееся в камере хранения вещественных доказательств Канашского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по ЧР, нож - уничтожить, как не представляющий ценности.
На приговор могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.
Судья Н.М. Асанова