приговор по ст. 105 ч. 1 УК РФ



Дело № 1-244/2010

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Канаш <Дата>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Иванова П.Д.,

с участием:

государственного обвинителя и.о. Канашского межрайпрокурора Васильева О.В.,

подсудимого Зиновьева С.Н.,

защитника - адвоката Марковой Г.И., представившей удостоверение <Номер> от <Дата> и ордер <Номер> от <Дата>,

при секретаре Николаевой А.Г.,

а также потерпевшего ФИО1

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Зиновьева С.Н., <Дата> рождения, уроженца <...>, проживающего по адресу: <...>, гражданина РФ, с <данные изъяты> образованием, разведенного, имеющего на иждивении одного малолетнего ребенка, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,

установил:

Зиновьев С.Н. совершил убийство ФИО2. при следующих обстоятельствах:

Так Зиновьев С.Н., <Дата> около <данные изъяты> часов, находясь у себя дома по адресу: <...>, в ходе ссоры со своим отцом ФИО2, возникшей на почве ранее сложившихся личных неприязненных отношений, решил его убить. С этой целью он сначала нанес ФИО2 не менее 4 ударов руками в область расположения жизненно-важных органов - по голове, не менее 2 ударов руками в грудную клетку, а также по рукам, причинив потерпевшему телесные повреждения в виде тупой травмы грудной клетки в виде закрытых переломов 9,10,11 ребер справа по задне-подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры с темно-красным кровоизлиянием в подлежащие ткани, переломов 3,4 ребер справа и 3,4,5 ребер слева по средне-ключичным линиям без кровоизлияния в подлежащие ткани и без повреждения пристеночной плевры, кровоподтеков грудной клетки, которые по признаку опасности для жизни оценивающиеся как причинившие тяжкий вред здоровью, а также телесные повреждения в виде кровоподтеков головы, верхних конечностей, ссадин головы (ушной раковины), которые не причинили вреда здоровью. После этого, он с целью доведения до конца своего преступного умысла, направленного на убийство своего отца ФИО2, сдавил руками органы шеи последнего, преградив тем самым поступление воздуха в дыхательные пути и причинив в области шеи телесные повреждения в виде кровоподтека шеи слева с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани, кровоизлияния в клетчатку нервно-сосудистых пучков с обеих сторон, в мягкие ткани шеи слева в месте соединения левого большого рога с телом подъязычной кости, что впоследствии привело к механической асфиксии с развившейся острой дыхательной недостаточностью, которые в совокупности оцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. От полученных телесных повреждений ФИО2 скончался на месте происшествия.

Подсудимый Зиновьев С.Н. свою вину в убийстве ФИО2 не признал и суду показал, что он после смерти матери проживал со своим отцом ФИО2 в <...>. После смерти матери его отец стал часто употреблять спиртные напитки, из-за чего у них с отцом были натянутые отношения. Утром <Дата> он дал отцу в тарелке еду и сам вышел во двор кормить скотину. Когда он пришел обратно в комнату отца, то увидел, что его отец еду не поел и опрокинул тарелку на пол. Разозлившись на это, он взял отца за уши и немного потряс его, затем, подхватив его руками под мышкой, посадил на диван и стал кормить его, насильно открывая ему рот, схватив своей рукой за нижнюю челюсть и оттягивая его вниз. При этом он, возможно, нечаянно причинил ему телесные повреждения в области шеи, однако он его не душил. Другие телесные повреждения в области груди и верхних конечностей он ему не причинял, эти телесные повреждения его отец получил накануне, когда он пытался ползти по бетонной лестнице. Считает, что он своими действиями мог причинить ему смерть по неосторожности.

Допросив подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает виновным Зиновьева С.Н. в совершении изложенного выше преступления.

Несмотря на отрицание вины подсудимым Зиновьевым С.Н., его вина в совершении вышеуказанного преступления подтверждается показаниями потерпевшего ФИО1, свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания, и другими имеющимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, потерпевший ФИО1 суду показал, что покойный ФИО2 приходился ему родным отцом, проживал он вместе с его братом Зиновьевым С.Н.. После смерти матери отец стал выпивать спиртные напитки. Его брат Зиновьев С.Н. злоупотреблял спиртными напитками, он нигде не работал, жил на деньги родителей. О смерти отца ему сообщил его дядя ФИО3 вечером <Дата>. В этот же день около <данные изъяты> часов он приехал домой к отцу. Его брат Зиновьев С.Н. был в это время нервным, бегал по дому туда-сюда. Впоследствии ему стало известно, что его отец умер от полученных телесных повреждений, которые ему нанес его брат Зиновьев С.Н.. Ранее Зиновьев С.Н. также избивал отца, забирал его пенсию.

Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что покойный ФИО2 приходился ему родным братом, который проживал в <...> вместе со своим старшим сыном Зиновьевым С.Н.. <Дата> около <данные изъяты> часов он встретился с Зиновьевым С.Н. на железнодорожном вокзале в <...> для того, чтобы поехать к ФИО2. Об этом его попросил Зиновьев С.Н., сказав при этом, что ФИО2 заболел и его нужно положить в больницу. По приезду домой к брату, Зиновьев С.Н. открыл дверь дома ключом, после чего он зашел в дом и стал звать брата, но никто не откликался. Зиновьев С.Н. сказал ему, что ФИО2 лежит в спальне. Он прошел в спальню, а за ним Зиновьев С.Н.. В спальне он увидел своего брата, лежащего на полу, он потрогал руку ФИО2, она была холодная. Он заметил, что на правом ухе его брата имеется ссадина, ему даже показалось, что ухо надорвано, на ковре было пятно крови, после чего он попросил Зиновьева С.Н. вызвать милицию. Сам Зиновьев С.Н. ничего об отце ему не говорил, у него (Зиновьева С.Н.) не было никакой реакции при виде мертвого отца, был спокоен. На следующий день, когда они приехали из морга, ему сообщили, что Зиновьева С.Н. забрали сотрудники милиции.

Свидетель ФИО4 суду показала, что <Дата> ей позвонила соседка и сообщила, что их односельчанина ФИО2 нашли дома мертвым. Впоследствии ей стало известно, что его убил сын Зиновьев С.Н.. Зиновьев С.Н. и ранее часто избивал своего отца. Сам ФИО2 иногда приходил к ней и жаловался, что его избивает сын, требует деньги. Зиновьев С.Н. также заставлял своего отца у соседей просить деньги, которые потом забирал у него.

Согласно протоколу осмотра трупа от <Дата> года /т. <данные изъяты>/, труп ФИО2 обнаружен на полу в спальной комнате дома <Номер> по <...> (место жительства ФИО2). В ходе осмотра данного хозяйства <Дата> /т. <данные изъяты>/, в той комнате, где был обнаружен труп ФИО2, на расстоянии 40 см от кровати и 10 см от дивана на ковре было обнаружено пятно красно-бурого цвета.

Заключением судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО2 <Номер> /т. <данные изъяты>// установлено, что его смерть насильственная и причиной смерти явилась механическая асфиксия вследствие сдавления органов шеи тупым твердым предметом. Давность наступления смерти около 2-х суток к моменту судебно-медицинского исследования трупа (<Дата>). При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены телесные повреждения: кровоподтек шеи слева с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани, кровоизлияния в клетчатку нервно-сосудистых пучков с обеих сторон, в мягкие ткани шеи слева в месте соединения левого большого рога с телом подъязычной кости, которые в совокупности привели к основной причине смерти - механической асфиксии с развившейся острой дыхательной недостаточностью - и по признаку опасности для жизни оцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью, могли быть причинены в результате 2-кратного воздействия тупого твердого предмета (предметов). Данность их причинения - незадолго до смерти. Также на трупе обнаружены: тупая травма грудной клетки в виде закрытых переломов 9, 10, 11 ребер справа по задне-подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры с темно-красным кровоизлиянием в подлежащие ткани, переломов 3,4 ребер справа и 3, 4, 5 ребер слева по средне-ключичной линиям без кровоизлияния в подлежащие ткани и без повреждения пристеночной плевры, кровоподтеков грудной клетки. Эта травма по признаку опасности для жизни также оценивается как причинившая тяжкий вред здоровью, могла возникнуть от не менее 2-кратного воздействия тупого твердого предмета (предметов), давность её - незадолго до наступления смерти. Кровоподтеки головы и верхних конечностей, ссадина головы, которые не причинили вреда здоровью, могли возникнуть от не менее 4 кратного воздействия тупого твердого предмета, давность их - в пределах 1-х суток к моменту наступления смерти. Вероятнее всего повреждения в области шеи, вызвавшие механическую асфиксию, возникли в последнюю очередь. Все повреждения прижизненные. Время смерти, определенная экспертом, совпадает с моментом совершения указанного преступления.

В ходе предварительного следствия подсудимый Зиновьев С.Н. <Дата> сделал явку с повинной /т. <данные изъяты>/, в которой указал, что он у себя дома <Дата> около <данные изъяты> часов взял за уши отца и потряс, затем взял за шею двумя руками, чтобы покормить, а потом, увидев, что он опрокинул еду, разозлился и ударил в район живота, после чего закрыл дом на замок и уехал в <...>. После этого Зиновьев С.Н., будучи допрошенным в качестве подозреваемого в тот же день, показывал, что <Дата> около <данные изъяты> часов положил отцу еду, но тот оттолкнул еду и перевернул тарелку с едой, стал требовать спиртное, пересел на пол. Его нервы были на пределе и чтобы он пришел в себя, схватил его за уши и потряс, после этого взял его за шею своими руками, немного сжал, тряс его, говорил, чтоб ел, затем схватил его за туловище в области ребер, поднял и посадил на диван, при этом разозлился и нанес удар отцу рукой в область ребер. После этого он закрыл дверь дома на ключ и уехал в <...> л.д. <данные изъяты>/. Эти показания подсудимого Зиновьева С.Н. были оглашены в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя в виду наличия существенных противоречий между показаниями, данными в ходе предварительного расследования и в суде, они были получены в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства в присутствии защитника, впоследствии подсудимый Зиновьев С.Н. с выходом на место происшествия /т. <данные изъяты>/ подтвердил изложенные в ней обстоятельства, дополнив, что он своим двумя руками обхватил шею своего отца, при этом сжимая ладонями своих рук бока шеи, а большими пальцами сжимая область гортани и кадыка, сильно сжал шею ФИО2 и удерживал ее сжатой около 40 секунд, продемонстрировав все это на статисте. Таким образом, подсудимый Зиновьев С.Н. в этих показаниях не отрицает свою причастность к причинению телесных повреждений ФИО2, в том числе в области шеи, которые непосредственно привели к смерти ФИО2, в этой части они согласуются изложенными выше доказательствами и поэтому в этой части суд берет их в основу приговора.

Что касается выдвинутых как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании доводов подсудимого Зиновьева С.Н. и его защитника Марковой Г.И. о том, что Зиновьев С.Н. хотел только накормить отца, вследствии чего по неосторожности причинил ему смерть и не имел умысел на его убийство, то суд считает их несостоятельными, поскольку они ничем не подтверждаются, а опровергаются: заключением судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО2 <Номер>, из которого следует, что при исследовании трупа ФИО2 как в ротовой полости, так и в желудке не были обнаружены свежие кусочки еды; протоколом осмотра трупа и показаниями свидетеля ФИО3, из которых следует, что как возле трупа ФИО2, так вообще в доме ФИО2 отсутствовала еда. При этом причиненные телесные повреждения ФИО2 свидетельствуют о том, что действия подсудимого Зиновьева С.Н. были направлены именно на причинение смерти ФИО2, а само телесное повреждение, от которого наступила смерть ФИО2 - механическая асфиксия вследствие сдавления органов шеи тупым твердым предметом, чем были руки подсудимого Зиновьева С.Н., свидетельствуют о его прямом умысле на причинение смерти потерпевшему, который возник у него на почве сложившихся между ними неприязненных отношений. О наличии между ними неприязненных отношений в судебном заседании подтвердил сам подсудимый Зиновьев С.Н., показав, что отношения у него с отцом были натянутые, допрошенные же в ходе судебного заседания потерпевший ФИО1, свидетель ФИО4 показали, что Зиновьев С.Н. и ранее избивал ФИО2.

Несостоятельными суд считает доводы подсудимого Зиновьева С.Н. и его защитника Марковой Г.И. о том, что телесные повреждения в области грудной клетки потерпевшего ФИО2 были получены им самим накануне дня смерти, когда он пытался ползти по бетонной лестнице в своем хозяйстве, поскольку они опровергаются заключением судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО2 <Номер>, из которого следует, что телесные повреждения в области грудной клетки потерпевшего ФИО2 были причинены незадолго до наступления смерти, оснований сомневаться в достоверности данного заключения эксперта у суда не имеется, поскольку оно дано квалифицированным специалистом.

Таким образом, на основании приведенных выше согласующихся между собой доказательств суд приходит к выводу о виновности Зиновьева С.Н. в совершении убийства ФИО2

Давая правовую оценку действиям подсудимого Зиновьева С.Н., суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым <Дата> около <данные изъяты> часов Зиновьев С.Н., находясь у себя дома, в ходе ссоры на почве сложившихся личных неприязненных отношений решил убить своего отца ФИО2, и с этой целью он умышленно избил его, нанося удары руками в область жизненно важных органов, затем умышленно сдавил ему своими руками органы шеи, отчего ФИО2 скончался на месте происшествия. Совершая указанное преступление, Зиновьев С.Н. осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий и руководил ими, что подтверждается заключением проведенной по делу амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы /т. <данные изъяты>/.

При таких обстоятельствах действия подсудимого Зиновьева С.Н. следует квалифицировать по ст. 105 ч. 1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого и обстоятельства дела.

Явку с повинной подсудимого Зиновьева С.Н. /т. <данные изъяты>/, наличие на иждивении одного малолетнего ребенка, суд в соответствии со ст. 61 ч. 1 п.п. «г, и» УК РФ признает обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Зиновьева С.Н., не имеется.

Учитывая, что Зиновьев С.Н. совершил умышленное особо тяжкое преступление, направленное против жизни и здоровья человека и представляющее повышенную общественную опасность, суд считает возможным его исправление лишь в условиях его изоляции от общества, назначив ему наказание в виде лишения свободы без дополнительного наказания в виде ограничения свободы и не находит оснований для применения условного осуждения. При этом судом учитывается, что по месту жительства он характеризуется удовлетворительно, ранее не судим.

Меру пресечения Зиновьеву С.Н. с учетом опасности совершенного им преступления и необходимостью отбывания им наказания в виде лишения свободы суд считает необходимым оставить содержание под стражей.

Срок отбывания наказания следует исчислять Зиновьеву С.Н. с <Дата> согласно протоколу о его задержании.

Вещественные доказательства по делу суд считает необходимым по вступлении приговора в законную силу часть возвратить ФИО1 (брату подсудимого Зиновьева С.Н.), другую часть уничтожить, как не представляющее ценности.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

Зиновьева С.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения в отношении Зиновьева С.Н. оставить прежнюю - содержание под стражей.

Срок отбывания наказания Зиновьеву С.Н. с зачетом времени задержания и содержания под стражей исчислять с <Дата>.

Вещественные доказательства по делу по вступлению приговора в законную силу: предметы одежды осужденного Зиновьева С.Н. (футболка серого цвета, шорты трикотажные расцветка камуфляжа) - возвратить ФИО1, смыв вещества красно-бурого цвета - уничтожить, как не представляющее ценности.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным Зиновьевым С.Н. в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение десяти суток со дня вручения ему копии приговора или иного решения и в тот же срок со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающий его интересы.

Судья