Дело № 2-802/2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Дата года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием старшего помощника Канашского межрайпрокурора Тимофеевой И.М.
при секретаре Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к администрации ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования обратился с иском в суд к администрации ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, указывая, что в ходе проведенной проверки ФИО1 выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений. В частности, сельским поселением не согласованы и не разработаны с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации гидроузла на ФИО2; не разработан и не согласован с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; не разработаны и не утверждены критерии безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; не составлена и не представлена на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларация безопасности гидротехнических сооружений гидроузла на ФИО2; эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без наличия разрешения на эксплуатацию, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. В связи с вышеизложенным просит обязать ответчика соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Канашского межрайонного прокурора Тимофеева И.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава ФИО1 исковые требования Канашского межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что плотина на ФИО2 находится на территории ФИО1. Процесс перевода указанного гидроузла на баланс ФИО1 окончательно не завершен. Подтвердил факт допущенных нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, выраженных в отсутствии разрешительной документации на эксплуатацию объекта, правил эксплуатации объекта, плана ликвидации аварийных ситуаций и декларации безопасности объекта, поясняя, что в настоящее время сельским поселением осуществляется процесс оформления разрешительных документов на эксплуатацию гидроузла, завершение которого планируется к концу 2010 года.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит требование истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав муниципального образования.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании установлено, что плотина на ФИО2 находится на территории ФИО1, передана на безвозмездной основе без документов, на баланс не оформлена л.д. 7).
Согласно рапорту л.д. 13-15) заместителем Канашского межрайпрокурора Янтыковым Р.М. проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены следующие нарушения: не разработаны и не согласованы с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации ФИО2; не разработан и не согласован с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; не разработаны и не утверждены критерии безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; не составлена и не представлена на утверждение в оран надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларация безопасности гидротехнических сооружений гидроузла на ФИО2; эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без наличия разрешения на эксплуатацию, выданного органом, на которого возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В письменных объяснениях от 26 апреля 2010 глава ФИО1 подтвердил факт отсутствия документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения л.д. 8).
В соответствии со ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 14 ч.1 п. 4 указанного Закона вопросы организации водоснабжения в границах поселения относятся к ведению органов местного самоуправления.
На основании ст. 215 ч.ч. 2, 3 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
При этом согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу приведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом, на который возложено решение вопросов по эксплуатации гидротехнических сооружений.
Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливающим обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, является ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21 июля 1997 года.
В соответствии со ст. 9 Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
При этом собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Из ст. 10 приведенного Закона также следует, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В силу ст. 19 Закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;
невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;
непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Таким образом, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, со стороны ФИО1 имеет место нарушение обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, из которых усматривается отсутствие согласованных и разработанных с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правил эксплуатации гидроузла на ФИО2; с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - плана ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; отсутствие утвержденных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, критерий безопасности гидротехнического сооружения; непредставление на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения: гидроузла на ФИО2.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Следовательно, исковые требования Канашского межрайонного прокурора к администрации ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений суд находит обоснованными.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск Канашского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования к администрации ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО1:
- согласовать и разработать с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации гидроузла на ФИО2;
- разработать и согласовать с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле;
- разработать и утвердить критерии безопасности гидротехнических сооружений указанного гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
- составить и представить на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларацию безопасности гидротехнического сооружения гидроузла ФИО2.
Взыскать с администрации ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов