об обязании соблюадть законодательство



Дело № 2-801/2010

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Дата г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Архипова В.В.

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.

при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, указывая, что в ходе проведенной проверки ФИО3 выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений. В частности, сельским поселением не согласованы и не разработаны с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации гидроузла на ФИО2; не разработан и не согласован с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; не разработаны и не утверждены критерии безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; не составлена и не представлена на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларация безопасности гидротехнических сооружений гидроузла на ФИО2; эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без наличия разрешения на эксплуатацию, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. В связи с вышеизложенным просит обязать ответчика соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыкоов Р.М. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - глава ФИО3 исковые требования Канашского межрайонного прокурора не признал и суду пояснил, что гидротехническое сооружение на ФИО2 состоит на балансе ФИО3 и является муниципальной собственностью. Исковые требования не признает, поскольку согласно паспорта гидроузла, данная плотина не относится к гидротехническим сооружениям, так как на сегодняшний день фактический объем водохранилища составляет 460 тыс. кубических метров.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит требование истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.

В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение на ФИО2 находится на балансе ФИО3 л.д. 7). Согласно акту приема-передачи здания (сооружения) от 19 апреля 2007 года гидроузел передан от ФИО4 муниципальному образованию ФИО3.

Согласно рапорту л.д. 14-16) заместителем Канашского межрайпрокурора Янтыковым Р.М. в апреле 2010 года проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены следующие нарушения: не разработаны и не согласованы с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации гидроузла на ФИО2; не разработан и не согласован с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; не разработаны и не утверждены критерии безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; не составлена и не представлена на утверждение в оран надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларация безопасности гидротехнических сооружений гидроузла на ФИО2; эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без наличия разрешения на эксплуатацию, выданного органом, на которого возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

В письменных объяснениях от 26 апреля 2010 глава ФИО3 подтвердил факт отсутствия документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения, поясняя, что между администрацией сельского поселения и проектной организацией состоялась договоренность об исследовании и замере гидротехнического сооружения с составлением акта и изготовлением паспорта гидротехнического сооружения л.д. 8).

В соответствии со ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно ст. 14 ч.1 п. 4 указанного Закона вопросы организации водоснабжения в границах поселения относятся к ведению органов местного самоуправления.

На основании ст. 215 ч.ч. 2, 3 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

При этом согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу приведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом, на который возложено решение вопросов по эксплуатации гидротехнических сооружений.

Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливающим обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, является ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21 июля 1997 года.

В соответствии со ст. 9 Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

При этом собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из ст. 10 приведенного Закона также следует, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

В силу ст. 19 Закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

Таким образом, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, со стороны ФИО3 имеет место нарушение обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, из которых усматривается отсутствие согласованных и разработанных с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правил эксплуатации гидроузла на ФИО2; с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - плана ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле; отсутствие утвержденных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, критерий безопасности гидротехнического сооружения; непредставление на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения: гидроузла на ФИО2.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Следовательно, исковые требования Канашского межрайонного прокурора к ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений суд находит обоснованными.

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 4 000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Канашского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к ФИО1 об обязании соблюдать требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.

Обязать ФИО1:

- согласовать и разработать с органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений правила эксплуатации гидроузла на ФИО2;

- разработать и согласовать с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план ликвидации аварийных ситуаций на указанном гидроузле;

- разработать и утвердить критерии безопасности гидротехнических сооружений указанного гидроузла, утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

- составить и представить на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларацию безопасности гидротехнического сооружения гидроузла на ФИО2.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья В.В. Архипов