по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия



Дело № 2-923/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата г.Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Асановой Н.М.,

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.,

при секретаре Викторовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, о возложении обязанности очистить земельный участок,

у с т а н о в и л :

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, о возложении обязанности очистить земельный участок, указав, что в результате проверки, проведенной Канашской межрайпрокуратурой, было установлено, что муниципальным образованием «Хучельское сельское поселение Канашского района» не соблюдаются требования экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации, а именно, в ..., ведущей от ... к Хучельскому сельскому поселению ..., имеется несанкционированная свалка длиной около 15 метров и шириной около 4 метров, с отходами производства и потреблений, бытовым мусором, с северной стороны от которой на расстоянии 700-800 метров расположена Хучельская СОШ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.7 Устава Хучельского сельского поселения Канашского района к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с правительством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с ч.1 ст.8 выше указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы от производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным мерам. В силу ст. 4 вышеуказанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, а также атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Несоблюдение администрацией Хучельского сельского поселения требований по уборке и очистке территорий от бытового мусора и отходов, ведет к загрязнению окружающей природной среды, нарушает права граждан.

Просит признать незаконным бездействие администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, находящемся в овраге ... д. Хучель, на котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления, и обязать администрацию Хучельского сельского поселения Канашского района очистить вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании прокурор Янтыков Р.М. поддержал исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем мотивам и вновь привел их суду.

Представитель ответчика - глава Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Степанов Н.И. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что в данное время указанный участок дороги очищается от мусора, а также отходов производства и потребления.

Заслушав прокурора Янтыкова Р.М., главу администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Степанова Н.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, исковое заявление Канашского межрайонного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст. 2, ч.1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с Конституцией РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросу местного значения. Следовательно, охрана окружающей среды является не только правом, но и обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно акту проверки от Дата при проведении проверки природоохранного законодательства заместителем Канашского межрайонного прокурора Янтыковым Р.М. в Хучельском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики было установлено, что в ... имеется несанкционированная свалка с отходами производства и потребления, бытовым мусором, площадь свалки составляет в длину 15 метров, в ширину 4 метра л.д....).

Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась и в ходе дачи письменного объяснения главой администрации Хучельского сельского поселения Степанова Н.И., из которого следует, что несанкционированная свалка образовалась в результате выноса бытового мусора жителями ... д. Хучель, свалка будет устранена л.д. ...).

Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 части 1 статьи 7 Устава Хучельского сельского поселения Канашского района закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора входит в обязанности сельского поселения.

Согласно ст.35 Устава администрация Хучельского сельского поселения -орган местного самоуправления Хучельского сельского поселения, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Хучельского сельского поселения.

Следовательно, администрация сельского поселения выступает органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Невыполнение администрацией Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики требований по уборке и очистке территории от бытовых отходов и отходов потребления привело к загрязнению окружающей природной среды: захламлению территории земельного участка, расположенного в ..., отходами производства и потребления, наличие открытого доступа к месту их несанкционированного размещения впоследствии может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.

Данными действиями администрации Хучельского сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

При указанных обстоятельствах исковые требования Канашского межрайонного прокурора к администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, о возложении обязанности очистить земельный участок, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой Канашский межрайпрокурор при подаче искового заявления был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, на котором расположена несанкционированная свалка с мусором и отходами производства и потребления, находящимся в ... д. Хучель Канашского района Чувашской Республики, и обязать администрацию Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики очистить указанный земельный участок от отходов производства и потребления.

Взыскать с администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней.

Судья Н.М.Асанова