Дело № 2-952/2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Дата г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
при секретаре судебного заседания Семеновой О.Н.
с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в магазин ФИО1, расположенный в ....
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой 27 мая 2010 года совместно с ФИО2 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина ФИО1, расположенного по адресу: ..., установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазин не созданы, вход в здание магазина оборудован пандусом, но отсутствует поручень, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин ФИО1 является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ФИО1 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин», оборудовать пандус с поручнем для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыков Р.М. требования прокурора поддержал по изложенным в иске доводам и, дополняя их, также просил суд обязать ФИО1 привести вход в помещение магазина в соответствии с требованиями пункта 3.23 СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», поскольку дверной проем не должен иметь порога и перепадов высот пола. При наличии порога, его высота не должна превышать 0,025 м. Согласно акту проверки, высота порога составляет пять сантиметров, что затрудняет доступ в помещение магазина инвалидам, перемещающимся в креслах-колясках.
Представитель ответчика - директор ФИО1 исковые требования прокурора не признала и суду показала, что после составления акта проверки, она через непродолжительное время наняла работников и сделали поручень. В настоящее время пандус соответствует требованиям законодательства. Иск не признает, поскольку поручень сделали до обращения прокурора в суд. Вместе с тем не отрицает, что дверной проем магазина имеет порог, высота которого составляет пять сантиметров. Это стандартный порог для дверей. Если необходимо привести его в соответствии с нормами законодательства, она обязуется устранить данное нарушение.
ФИО2, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
ФИО3 в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, доводы представителя ответчика, письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
27 мая 2010 г. Канашской межрайонной прокуратурой совместно с ФИО2 проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой было проверено здание магазина ФИО1, расположенного по адресу: ....
Проверкой установлено, что здание магазина не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Имеется пандус, отсутствует поручень. Перепад высоты входной площадки и пола составляет 5 см. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 27 мая 2010 года (л. д. 5).
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов ихз высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.
Собственником магазина по ... является ФИО1, что подтверждается копией технического паспорта л.д.8-7).
Согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе ФИО1 зарегистрировано по адресу: ... л.д.6).
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин ФИО1 является объектом социальной инфраструктуры.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит частичному удовлетворению, а именно в части приведения входа в помещение магазина в соответствии с требованиями пункта 3.23 СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Вместе с тем, суд считает не подлежащим удовлетворению иск прокурора к ФИО1 в части оборудования пандуса поручнем.
Как следует из материалов дела, это не оспаривается и сторонами, проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры проведена 27 мая 2010 года.
Недостаток, который был выявлен в ходе проверки, ФИО1 устранен 02 июня 2010 года, то есть до обращения прокурора в суд с иском к ФИО1
Об этом же свидетельствуют представленные представителем ответчика письменные материалы, а именно договор об оказании услуг от 30 мая 2010 года, акт приемки выполненных работ от 02 июня 2010 года, расходный кассовый ордер об оплате за оказанные услуги.
При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере ... рублей согласно ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Канашскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований к ФИО1 в части обязания оборудовать пандус с поручнем для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения в магазин, расположенный по адресу: ....
Обязать ФИО1 привести дверной проем входа (выхода) в помещение магазина в соответствии с требованиями пункта 3.23 СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин, расположенный по адресу: ....
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В.Архипов