об обязании создать условия инвалидам



Дело № 2-949/2010

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Дата г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Архипова В.В.

при секретаре судебного заседания Семеновой О.Н.

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в магазин «Для Вас», расположенный в ....

Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой 27 мая 2010 года совместно с ФИО3 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина «Для Вас» ФИО1, расположенного по адресу: ..., установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазин не созданы, вход в помещение магазина не оборудован пандусом, высота порога входной двери пять сантиметров, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин «Для Вас» ФИО1 является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ФИО1 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Для Вас», оборудовать пандус с поручнем для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 и порог привести в соответствие с требованиями пункта 3.23 СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыков Р.М. требования прокурора поддержал по изложенным в иске доводам, пояснив дополнительно, что до настоящего времени нарушение ответчиком не устранено.

Представитель ответчика - директор ФИО1 исковые требования прокурора не признал и суду показал, что ФИО1 не является собственником помещения магазина «Для Вас», расположенного ..., а также магазина «Центральный» по .... Собственником помещения магазина «Для Вас» является гражданка ФИО2, а помещения магазина «Центральный» администрация ФИО4, ФИО1 только арендует эти помещения для организации торговли продовольственными товарами.

Отдел социальной защиты населения города Канаш, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

Главный архитектор города Канаш в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Суд, выслушав пояснения прокурора, доводы представителя ответчика, письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

27 мая 2010 г. Канашской межрайонной прокуратурой совместно с отделом социальной защиты населения города Канаш проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой было проверено здание магазина «Для Вас» ФИО1, расположенного по адресу: г....

Проверкой установлено, что магазин «Для Вас» не приспособлен для доступности маломобильных групп населения. Не оборудован пандусом, порог входной двери имеет высоту пять сантиметров. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27 мая 2010 года (л. д. 5).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов ихз высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В п. 3.17 указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Собственником помещения магазина по ... является ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 29 апреля 2009 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица, Общество с ограниченной ответственностью «АСП» зарегистрировано 07 декабря 2005 года.

В силу пункта 1.8 Устава ФИО1», Общество находится по адресу: ... 37 л.д.9).

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «Для Вас» является объектом социальной инфраструктуры.

Но, вместе с тем суд считает не подлежащим удовлетворению требования прокурора к ФИО1.

Как следует из материалов дела, это не оспаривается и сторонами, проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры проведена 27 мая 2010 года.

Недостатки, которые отражены в акте проверки, выявлены в магазине «Для Вас», расположенного ....

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, собственником помещения магазина «Для Вас», является гражданка ФИО2

Как следует из договора аренды нежилых помещений от 12 января 2010 года, заключенной между ФИО2 и ФИО1, ФИО2 передала ФИО1 во временное владение и пользование торговую площадь общей площадью 20 кв. метра, находящейся по адресу: ....

В соответствии пункта 3.2 договора, Арендатор не вправе производит без предварительного письменного согласия Арендодателя и органов государственного управления произвести за свой счет перепланировку предоставленного в аренду помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Канашский межрайонный прокурор должен был обратиться с иском к собственнику помещения, а не Арендатору ФИО1.

Это же следует из определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О. Где отмечено, что в соответствии норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать Канашскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований к ФИО1 об обязании оборудовать пандус для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения в магазин «Для Вас», расположенный по адресу: ....

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья В.В.Архипов