Дело № 2-938/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДата г.Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Асановой Н.М.,
с участием помощника Канашского межрайпрокурора Николаевой А.С.,
при секретаре Викторовой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указав, что Канашской межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних была проведена проверка МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко», расположенного по адресу: ..., в части исполнения им законодательства по соблюдению действующих противопожарных норм и правил, в ходе которой было установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 313, в МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом; противопожарные лестницы не подвергнуты эксплуатационным испытаниям; не заполнен водой пожарный резервуар, расположенный у детского сада; не обеспечена эксплуатацией автоматическая пожарная сигнализация (3 шлейф); не все пожарные стволы присоединены к рукавам, рукавам крана; не на всех дверях лестничных клеток установлены устройства для самозакрывания и уплотнения дверей; ответственным лицом за пожарную безопасность не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму; отсутствует второй комплект ключей от всех помещений; отсутствуют ручные электрические фонари, на случай отключения электроэнергии.
В связи с этим заведующему МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» отделом ГПН города Канаша и Канашского района Дата было выдано предписание Номер об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения вышеперечисленных нарушений до Дата.
Однако по результатам контрольной проверки, проведенной ОГПН Дата, установлено, что в результате длительного периода времени указанные нарушения пожарной безопасности не были устранены, тем самым МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» подвергает опасности жизнь и здоровье воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, невыполнение в установленные сроки вышеуказанных предписаний, может повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие интересы воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения, а также привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Просит возложить на МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» обязанность по устранению нарушений, выявленных ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: обработать деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитным составом; подвергнуть эксплуатационным испытаниям противопожарные лестницы; заполнить водой пожарный резервуар, расположенный у детского сада; обеспечить эксплуатацией автоматическую пожарную сигнализацию (3 шлейф); все пожарные стволы присоединить к рукавам, рукавам крана; установить устройства для самозакрывания и уплотнения дверей на всех дверях лестничных клеток; ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по пожарно-техническому минимуму; приобрести второй комплект ключей для всех помещений; приобрести ручные электрические фонари, на случай отключения электроэнергии.
В судебном заседании прокурор Николаева А.С. поддержала исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Иванова К.Н. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что в настоящее время все выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены, о чем составлены соответствующие протоколы.
Представитель третьего лица: ОГПН города Канаш и Канашского района - Смирнов Ф.А. полагал исковые требования Канашского межрайпрокурора подлежащими удовлетворению, указав, что на момент проверки в Дата выявленные нарушения требований пожарной безопасности не были устранены, в настоящее время указанных нарушений не имеется.
Заслушав прокурора Николаеву А.С., представителя ответчика МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Иванову К.Н., представителя ОГПН города Канаш и Канашского района Смирнова Ф.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.
В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
На основании ч.1 ст. 51 указанного выше Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно пунктам 1.1, 1.4., 1.7. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики учреждение создано администрацией Канашского района, является юридическим лицом и находится по адресу: ... л.д....).
Пунктом п. 2.2. Устава предусмотрено, что одной из задач Учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является функций государства. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 15 Правил в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной безопасности противопожарный режим, в том числе определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Согласно пункту 36 указанных Правил обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
Согласно пункту 55 Правил в зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари.
Пунктом 89 Правил предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Согласно пункту 90 Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующий указатели, на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 91 Правил предусмотрено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Согласно пункту 130 Правил в учреждениях социального обеспечения должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей хранится в помещении дежурного.
Пунктом 2.1.11. Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утвержденных приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 04 июля 1989г. №541 ( с последующими изменениями от 27.07.2006г №ГКПИ06-595), предусмотрено, что двери лестничных клеток должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.20045 №820 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).
Судом установлено, что на основании распоряжения главного инспектора ОГПН г.Канаш и Канашского района от Дата Номер государственным инспектором ОГПН г. Канаш и Канашского района по пожарному надзору С. Дата было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко», расположенного по адресу: ..., по результатам которого заведующей МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко В. было выдано предписание Номер от Дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
При этом действия инспектора ОГПН и распоряжение начальника указанного отдела соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали законные права и интересы ответчика.
Из акта проверки Номер от Дата л.д....) следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки инспектором отдела ГПН г. Канаш и Канашского района С. было выявлено, что МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» не было выполнено предписание ОГПН г. Канаш и Канашского района Номер от Дата, а именно: деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; наружные противопожарные лестницы не подвергаются эксплуатационным испытаниям не реже чем раз в 5 лет; пожарный резервуар, расположенный возле детского сада не полностью заполнен водой; автоматическая пожарная сигнализация эксплуатируется в неисправном состоянии (шлейф выключен).
Суд находит, что факт допущенных нарушений «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» вышеуказанных Правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, исковые требования Канашским межрайонным прокурором поданы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников, работников дошкольного образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), не противоречат законодательству, не ущемляют самостоятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, а направлены на понуждение указанного учреждения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, могут быть признаны способами защиты прав и подлежат удовлетворению.
Из пояснений представителя ответчика, представленных суду заключения по результатам проверки качества огнезащиты и условий ее эксплуатации, протоколов контроля качества, протоколов испытаний следует, что ко дню рассмотрения дела в суде выявленные нарушения Правил пожарной безопасности были ответчиком полностью устранены.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально части исковых требований.
Принимая во внимание, что исковые требования были удовлетворены ответчиком после предъявления иска прокурором, то в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Канашского межрайонного прокурора удовлетворить и обязать МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики устранить нарушения, выявленные ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: обработать деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитным составом; подвергнуть эксплуатационным испытаниям противопожарные лестницы; заполнить водой пожарный резервуар, расположенный у детского сада; обеспечить эксплуатацией автоматическую пожарную сигнализацию (3 шлейф); все пожарные стволы присоединить к рукавам, рукавам крана; установить устройства для самозакрывания и уплотнения дверей на всех дверях лестничных клеток; ответственным лицам за пожарную безопасность пройти обучение по пожарно-техническому минимуму; приобрести второй комплект ключей для всех помещений; приобрести ручные электрические фонари, на случай отключения электроэнергии.
Решение в части возложения на МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики обязанности по устранению выше указанных нарушений считать исполненным.
Взыскать с МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 4000 ( четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней.
Судья Н.М.Асанова