об обязании создать условия инвалидам



Дело № 2-950/2010

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Дата г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Архипова В.В.

при секретаре судебного заседания Семеновой О.Н.

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в аптеку, расположенную в ....

Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой 03 августа 2010 года совместно со специалистом-экспертом отдела строительства, архитектуры администрации города Канаш ФИО3, участковым уполномоченным милиции ОВД по городу Канаш ФИО4 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки аптеки ФИО1, расположенного по адресу: ..., установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в аптеку не созданы, вход в помещение аптеки не оборудовано пандусом и поручнем, высота порога входной двери пять сантиметров, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению аптека ФИО1 является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ФИО1 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение аптеки, оборудовать пандус с поручнем для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 и порог привести в соответствие с требованиями пункта 3.23 СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыков Р.М. требования прокурора поддержал по изложенным в иске доводам, пояснив дополнительно, что до настоящего времени нарушение ответчиком не устранено.

Представитель ответчика - генеральный директор ФИО1 исковые требования прокурора не признал и суду показал, что ФИО1 не является собственником нежилого помещения № 4 используемый под аптеку, расположенного по адресу: .... Собственником помещения № 4 является гражданин ФИО2, ФИО1 только арендует это помещение для осуществления розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.

ФИО5, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

ФИО6 в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Суд, выслушав пояснения прокурора, доводы представителя ответчика, письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

03 августа 2010 года Канашской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками администрации города Канаш и ОВД по городу Канаш Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в аптеку ФИО1, расположенного по адресу: ....

Проверкой установлено, что доступ в аптеку ФИО1 не приспособлена для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение аптеки не оборудовано пандусом, поручнем и порог входной двери имеет высоту пять сантиметров. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03 августа 2010 года (л. д. 5).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов ихз высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В п. 3.17 указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению аптека ООО «Добрый аптекарь» является объектом социальной инфраструктуры.

Но, вместе с тем суд считает не подлежащим удовлетворению требования прокурора к ФИО1.

Как следует из материалов дела, это не оспаривается и сторонами, проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры проведена 03 августа 2010 года.

Недостатки, которые отражены в акте проверки, выявлены в помещении № 4, используемого под аптеку ФИО1, расположенной в доме ....

Собственником помещения № 4 в доме ... является ФИО2, о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от 22 октября 2007 года.

Как следует из договора аренды нежилых помещений от 01 января 2008 года, заключенной между ФИО2 и ФИО1, ФИО2 передал ФИО1 во временное владение и пользование аптеку, расположенную по адресу: ... помещение № 4, общей площадью 148,50 кв. м, в том числе площадью торгового зала 92,4 кв. метра л.д.11-16)

В силу пункта 2.2.5 указанного договора, Арендатор не вправе производит без предварительного письменного согласия Арендодателя каких-либо переустройств помещения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Канашский межрайонный прокурор должен был обратиться с иском к собственнику помещения № 4, а не Арендатору ФИО1.

Это же следует из определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О. Где отмечено, что в соответствии норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать Канашскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований к ФИО1 об обязании оборудовать вход в помещение аптеки пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья В.В.Архипов