Дело № 2-953/2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Дата г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
при секретаре судебного заседания Семеновой О.Н.
с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Власовой Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ФИО1 об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в закусочную ФИО2 Канашского ТПО Нижегородского филиала ФИО1, расположенную в доме ....
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой 03 августа 2010 года совместно со специалистом-экспертом отдела строительства и архитектуры администрации города Канаш ФИО5, участковым уполномоченным милиции ОВД по городу Канаш ФИО6 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки закусочной ФИО2 Канашского ТПО Нижегородского филиала ФИО1, расположенной по адресу: ..., установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в закусочную не созданы, вход в помещение не оборудовано пандусом и поручнями, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению закусочная ФИО2 Канашского ТПО Нижегородского филиала является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ФИО1 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в закусочную, установить пандус для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Власова Ю.М. требования прокурора поддержала по изложенным в иске доводам, пояснив дополнительно, что до настоящего времени нарушение ответчиком не устранено, пандус и поручни при входе в помещение закусочной ФИО2 не установлены.
Представитель ответчика - директор Канашского ТПО Нижегородского филиала ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал в полном объеме и суду пояснил, что действительно закусочная ФИО2 не оборудован пандусом, но примут меры по устранению данного нарушения.
ФИО3, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
ФИО4 в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
03 августа 2010 года Канашской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками администрации города Канаш и ОВД по городу Канаш Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в закусочную ФИО2 Канашского ТПО Нижегородского филиала ФИО1, расположенную по адресу: ...
Проверкой установлено, что доступ в закусочную не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение закусочной не оборудовано пандусом, поручнем. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03 августа 2010 года (л. д. 5).
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению закусочная «Кукаль» является объектом социальной инфраструктуры.
В ходе судебного заседания установлено, что собственником закусочной «Кукаль» является ОАО «Железнодорожная торговая компания».
Согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе ФИО1, поставлен на учет в ..., а Канашское ТПО Нижегородского филиала ФИО1, по месту нахождения обособленного подразделения, в ... л.д.12).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет Номер рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ФИО1 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в закусочную «Кукаль», расположенную по адресу: ..., а именно оборудовать пандус с поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения, в трехмесячный срок.
Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере Номер рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В.Архипов