Дело № 2-946/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ИП Павлову А.Н. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Канашский межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Павлову А.Н. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - торговый центр «Т.», расположенный в доме ....
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ЧР Дата года была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания торгового центра «Т.» ИП Павлова А.Н., расположенного по адресу: ..., ..., ..., установлено, что вход в здание торгового центра «Т.» не оборудован пандусом и поручнями, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению торговый центр «Т.» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ИП Павлова А.Н. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в торговый центр, установить пандус для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001, а также пандусы должны иметь поручни в соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, кроме требования об обязании оборудовать вход в помещение магазина пандусом, так как на момент проверки магазин уже был оборудован пандусом.
ИП Павлов А.Н. исковые требования прокурора признал, кроме требования оборудовать вход в магазин пандусом. Суду пояснил, что незамедлительно примет меры к установлению поручней вдоль пандусов при входе в магазин.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ведущий специалист-эксперт отдела социальной защиты населения ... Министерства здравоохранения и социального развития ... А.С.Н. пояснила, что из акта проверки от Дата года по проверке исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ видно, что в торговом здании магазина «Т.» по ... имеются нарушения требований СНиП 35-01-2001, а именно: вдоль пандусов отсутствуют поручни, высота порога у дверного проема в Номер см превышает допустимую норму, установленную в 0,025 метра.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела приходит к следующему.
Дата года Канашской межрайонной прокуратурой ЧР совместно с сотрудниками администрации ... и ОВД по ... проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам и другим маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа в здание торгового центра «Т.», расположенного по адресу: ..., ..., .... Проверкой установлено, что вход в торговый центр оборудован пандусом, но отсутствуют поручни. Перепад высоты входной площадки и пола составляет Номер см. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от Дата года л.д. Номер).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.14 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению торговый центр «Т.» является объектом социальной инфраструктуры.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению в части приведения входа в торговый центр в соответствии с требованиями пункта 3.14 СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а в части требования об обязании ответчика оборудовать вход в магазин пандусом не подлежит удовлетворению, так как судом из вышеуказанного акта проверки от Дата года установлено и не оспаривается сторонами, что вход в торговый центр «Т.» оборудован пандусом.
Материалами дела подтверждается, что собственником торгового здания «Т.» - ... является Павлов А.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер Номер от Дата года л.д. Номер).
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве ИП Павлов А.Н. Дата года поставлен на учет в налоговый орган - ... л.д. Номер).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежат удовлетворению в обозначенной выше части.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать ИП Павлова А.Н. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание торгового центра «Т.», расположенного по адресу: ..., ..., ..., в соответствии со СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - оборудовать пандус поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения.
В части исковых требований об обязания ИП Павлова А.Н. оборудовать вход в здание торгового центра «Т.» пандусом для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения Канашскому межрайонному прокурору отказать.
Взыскать с ИП Павлова А.Н. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере Номер (Номер) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова