Дело № 2-954/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
с участием прокурора Янтыкова Р.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ООО П. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Канашский межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «П.» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в помещение магазина «Н.», расположенного в доме Номер по ... ....
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ЧР проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки помещения магазина «Н.» ООО «П.», расположенного по адресу: ..., ..., д. Номер, установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазине не созданы, вход в помещение магазина «Н.» не оборудован пандусом и поручнями, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению здание магазина «Н.» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ООО «П.» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин - установить пандусы и поручни согласно требованиям СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении доводам, просил исковые требования удовлетворить.
Директор ООО «П.» Е.Г.Л. исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что в настоящее время вход в здание магазина «Н.» в доме Номер по ... ... оборудован пандусом, в ближайшее время он примет меры к установлению поручней.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ведущий специалист-эксперт отдела социальной защиты населения ... Министерства здравоохранения и социального развития ... А.С.Н. пояснила, что из акта проверки от Дата года по проверке исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ видно, что в торговом здании магазина «Н.» по ..., д. Номер, ... имеются нарушения требований СНиП 35-01-2001, а именно: отсутствуют пандусы и поручни вдоль них, высота порога у дверного проема в Номер см превышает допустимую норму, установленную в 0,025 метра.
Суд, выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, допросив специалиста, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно Акту проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, оформленного заместителем Канашского межрайпрокурора Янтыковым Р.М. Дата года, вход в помещение магазина «Н.» не приспособлен для доступности маломобильных групп населения: вход в магазин не оборудован пандусом, перепад высоты входной площадки и пола составляет Номер см л.д. Номер). Также в судебном заседании установлено, что при входе в данный магазин отсутствует поручень.
Доказательств того, что ответчик оснастил вход в помещение магазина «Н.» пандусом и поручнем суду не представлено.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.14 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «Н.» является объектом социальной инфраструктуры.
В ходе судебного заседания установлено, что собственником нежилого помещения - магазина «Н.» по адресу: ..., д. Номер, пом. Номер, является ООО «П.», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права л.д. Номер).
Согласно свидетельству о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «П.», зарегистрированный администрацией ... Дата года, поставлен на учет в Межрайонной инспекции ФНС России Номер по ЧР Дата года л.д. Номер).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере Номер рублей согласно ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать ООО «П.» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение магазина «Н.», расположенного по адресу: ..., ..., д. Номер, помещение Номер, в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - установить пандус с поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения в здание магазина.
Взыскать с ООО «П.» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере Номер (Номер) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова