Дело № 2-1068\2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Дата г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ФИО2 об обязании устранить нарушения законодательства о санитарном благополучии населения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с иском в суд к ФИО2 об обязании устранить нарушения законодательства о санитарном благополучии населения, указывая, что администрацией Вутабосинского сельского поселения не производится санитарная очистка территории, вследствие чего имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. ... на склоне оврага размером около 50 кв. метра, а также отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Несоблюдение требований законодательства о санитарном благополучии населения, нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки, очистить указанные территории от отходов производства и потребления, организовать сбор и вывоз мусора с территории сельского поселения, а также установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов.
Представитель ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика - ФИО2 исковые требования ФИО1 признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, указанные в акте участки были завалены мусором. Вместе с тем ими принимаются меры по очистке данных территорий от мусора и твердых бытовых отходов. Не отрицает, что на территории сельского поселения отсутствуют контейнера для сбора твердых бытовых отходов и не имеется договора на вывоз мусора. Причиной тому является отсутствие денежных средств в бюджете на закупку контейнеров и вывоза мусора. Обязуется ликвидировать несанкционированные свалки, организовать сбор и вывоз мусора с территории сельского поселения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
Согласно представленной копии протокола осмотра от 29 июня 2010 года, заместителем начальника ФИО1 в присутствии специалиста 1 разряда администрации ФИО2 был проведен осмотр территории ФИО2 (л.д. 4).
В ходе данного осмотра установлено, что организованы несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. ... на склоне оврага размером около 50 кв. метра, а также отсутствуют контейнера для сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения подтвердились, как в ходе дачи письменного объяснения главы ФИО2, так и протоколом об административном правонарушении и постановлением о назначении административного наказания в отношении главы администрации (л.д. 16, 17).
В силу положений п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и благоустройства территории относится к вопросам местного значения поселения.
Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2., 3.1., 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года (при температуре -5 и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5) не более одних суток (ежедневный вывоз). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), перерабатывающие и сжигающие заводы; устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства ФИО2 не соблюдаются, возникли несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. ... на склоне оврага размером около 50 кв. метра, с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что впоследствии может привести к возникновению угрозы распространения инфекционных заболеваний среди населения, а также в распространении грызунов, несущих для человека различные заразные заболевания.
Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В силу п.п. 2 ч.1 ст. 51 ФЗ от 30 марта 1999 года № 53 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе обратиться в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Таким образом, исковые требования начальника ФИО1 к администрации ФИО2 об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. Сядорга Сирма на склоне оврага размером около 50 кв. метра, организации сбора и вывоза мусора с территории сельского поселения подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых при подаче искового заявления ФИО1 освобожден на основании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление начальника ФИО1 к ФИО2 об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. ... на склоне оврага размером около 50 кв. метра, организации сбора и вывоза мусора с территории ФИО2, удовлетворить.
Обязать ФИО2 ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в северо-восточной части с. ... на краю дороги ведущей в д. ... размером около 3000 кв. метра, в овраге напротив дома № 16 по улице Чапаева окраины западной части д. ... размером около 50 кв. метра и на расстоянии примерно 800 метров по направлению на восток от дер. ... на склоне оврага размером около 50 кв. метра, организовать сбор и вывоз мусора с территории ФИО2, в срок до 01 июля 2011 года.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов