решение по иску прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-912/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата г.Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Асановой Н.М.,

с участием помощника Канашского межрайпрокурора Николаевой А.С.,

при секретаре Викторовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указав, что Канашской межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституционных прав несовершеннолетних была проведена проверка МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка», расположенного по адресу: ..., в части исполнения им законодательства по соблюдению действующих противопожарных норм и правил, в ходе которой было установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 313, в МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка»: не оборудованы электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников, в тамбуре перед прачечной, в помещении медсестры, изолятора, душевой, в тамбуре, в раздевалке младшей группы; не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа; не выполнено соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из ясельной группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов в соединительных ответвительных коробках; не оборудованы в раздевалке средней группы электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников; не выполнено соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из средней группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов соединительных и ответвительных коробках; не восстановлены поручни эвакуационной лестницы из средней группы; в коридоре второго этажа и в раздевалке старшей группы электрические светильники не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников; не выполнено соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из старшей группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов в соединительных и ответвительных коробках; в кабинете заведующего и в методическом кабинете не оборудованы электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников; не выполнена отделка потолка в кабинете заведующего негорючим или трудногорючим материалом; не проведено испытание наружных пожарных лестниц.

В связи с этим заведующему МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики отделом ГПН города Канаша и Канашского района Дата было выдано предписание Номер об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения вышеперечисленных нарушений до Дата.

Однако по результатам контрольной проверки, проведенной ОГПН Дата, установлено, что в результате длительного периода времени указанные нарушения пожарной безопасности не были устранены, тем самым МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» подвергает опасности жизнь и здоровье воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, невыполнение в установленные сроки вышеуказанного предписания, может повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие интересы воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения, а также привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Просит возложить на МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» обязанность по устранению нарушений, выявленных ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: оборудовать электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников, в тамбуре перед прачечной, в помещении медсестры, изолятора, душевой, в тамбуре, в раздевалке младшей группы; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа; выполнить соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из ясельной группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов в соединительных ответвительных коробках; оборудовать в раздевалке средней группы электрические светильники без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильников; выполнить соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из средней группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов соединительных и ответвительных коробках; восстановить поручни эвакуационной лестницы из средней группы; оборудовать в коридоре второго этажа и в раздевалке старшей группы электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников; выполнить соединение электрического провода уличного освещения над эвакуационным выходом из старшей группы при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов в соединительных и ответвительных коробках; оборудовать в кабинете заведующего и в методическом кабинете электрические светильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников; выполнить отделку потолка в кабинете заведующего негорючим или трудногорючим материалом; провести испытание наружных пожарных лестниц.

В последующем в процессе нахождения дела в суде Канашский межрайпрокурор уточнил свои исковые требования, и наряду с ранее заявленными требованиями к МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики, обратился с иском к администрации Канашского района о возложении обязанности по финансированию деятельности МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и указанных работ.

В судебном заседании прокурор Николаева А.С. поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика - заведующий МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики Трофимова Н.М. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что часть указанных в предписании и акте проверки недостатков в настоящее время устранена, электромонтажные работы по замене светильников будут проведены при наличии финансирования со стороны администрации Канашского района.

Ответчик- администрация Канашского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, письменные возражения относительно заявленных исковых требований не представила.

Представитель третьего лица: ОГПН города Канаш и Канашского района - Смирнов Ф.А. просил рассмотреть дело без их участия, о чем представил письменное заявление.

Заслушав прокурора Николаеву А.С., представителя ответчика - заведующего МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики Трофимову Н.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ч.1 ст. 51 указанного выше Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно пунктам 1.1, 1.4., 1.7. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики учреждение создано администрацией Канашского района Чувашской Республики, является юридическим лицом и находится по адресу: ... л.д....).

Пунктом п. 2.2. Устава предусмотрено, что одной из задач Учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является функций государства. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пункт 3 вышеназванных Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно таблицам № 1 и № 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003г. № 323 в дошкольном учреждении с числом мест до 100 человек, используется система оповещения 1 типа (звуковой, речевой, световой), а в дошкольном учреждении с числом мест от 100 до 150 используется система оповещения 2 типа (разделение здания на зоны пожарного оповещения).

Из п. 2.1.21. Правил устройства электроустановок (ПЭУ), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года, соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 2.1.26 указанных выше Правил предусмотрено, что соединение и ответвление проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах, должны выполняться в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, в специальных нишах строительных конструкций, внутри корпусов электроустановочных изделий, аппаратов и машин. При прокладке на изолирующих опорах соединение или ответвление проводов следует выполнять непосредственно у изолятора, клицы или на них, а также на ролике.

Согласно пункту 41 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 31, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.20045 №820 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Судом установлено, что Дата государственным инспектором ОГПН г. Канаш и Канашского района по пожарному надзору Д. на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Канаш и Канашского района по пожарному надзору было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка», расположенного по адресу: ..., по результатам которого заведующей МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Трофимовой Н.М. было выдано предписание Номер от Дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

При этом действия инспектора ОГПН и распоряжение начальника указанного отдела соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали законные права и интересы ответчика.

Из акта проверки Номер от Дата л.д....) следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки инспектором отдела ГПН г. Канаш и Канашского района Ю. было выявлено, что МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» не были выполнены п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 предписания ОГПН г. Канаш и Канашского района Номер от Дата.

Суд находит, что факт допущенных нарушений МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» вышеуказанных Правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования Канашским межрайонным прокурором поданы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников, работников дошкольного образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), не противоречат законодательству, не ущемляют самостоятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, а направлены на понуждение указанного учреждения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, могут быть признаны способами защиты прав и подлежат удовлетворению.

Из пояснений представителя ответчика, представленных суду акта выполненных работ по испытанию пожарных наружных стационарных лестниц, протоколов испытаний следует, что ко дню рассмотрения дела в суде часть выявленных нарушений Правил пожарной безопасности были ответчиком полностью устранены.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Согласно п.9.8. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики учреждение финансируется полностью или частично за счет средств местного бюджета администрации Канашского района на основе сметы.

Следовательно, на администрации Канашского района Чувашской Республики лежит обязанность по финансированию деятельности МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики выполнения мероприятий и работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем требования прокурора в указанной части также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с каждого из ответчиков следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере по 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Канашского межрайонного прокурора удовлетворить и обязать МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики провести работы по обеспечению пожарной безопасности: оборудовать электрические светильники в тамбуре перед прачечной, в помещении медсестры, изолятора, душевой, тамбуре, в раздевалках младшей, средней и старших групп, в коридоре второго этажа, в кабинете заведующего и методическом кабинете защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа; выполнить соединения электрических проводов уличного освещения над эвакуационными выходами из ясельной, средней и старших групп, при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соединительных и ответвительных коробках; восстановить поручень эвакуационной лестницы из средней группы; выполнить отделку потолка в кабинете заведующего негорючим или трудногорючим материалом; провести испытание наружных пожарных лестниц.

Решение в части возложения на МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка», Канашского района Чувашской Республики обязанности по проведению работ по обеспечению пожарной безопасности: установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа; выполнить соединения электрических проводов уличного освещения над эвакуационными выходами из ясельной, средней и старших групп, при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соединительных и ответвительных коробках; восстановить поручень эвакуационной лестницы из средней группы; выполнить отделку потолка в кабинете заведующего негорючим или трудногорючим материалом; провести испытание наружных пожарных лестниц, и возложении на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанности по финансированию деятельности МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики для выполнения вышеуказанных работ, считать исполненным.

Возложить на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанность по финансированию деятельности МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и следующих работ: оборудовать электрические светильники в тамбуре перед прачечной, в помещении медсестры, изолятора, душевой, тамбуре, в раздевалках младшей, средней и старших групп, в коридоре второго этажа, в кабинете заведующего и методическом кабинете защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников.

Взыскать с МДОУ «Чагасьский детский сад «Ромашка» Канашского района Чувашской Республики и администрации Канашского района Чувашской Республики государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 2000 (две тысячи) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М.Асанова

Мотивированное решение изготовлено Дата