об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфрастру



Дело № 2-951/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата года г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

с участием прокурора Янтыкова Р.М.,

при секретаре Ивановой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Б.» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

установил:

Канашский межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Б.» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в здание магазина «Б.», расположенного в доме Номер по ....

Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ЧР Дата года проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина «Б.», расположенного по адресу: ... установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина «Б.» не созданы, вход в здание магазина не оборудован пандусом, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин «Б.» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ООО «Б.» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в торговый центр - установить пандус и поручень для перемещения инвалидов в соответствии со СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнив, что Дата года прокуратурой дополнительно проведена проверка магазина «Б.», в ходе которой установлено, что при входе в магазин имеется пандус шириной Номер м и поручень.

Представитель ООО «Б.» В.В.Д. исковые требования прокурора признал частично: в части возложения обязанности оборудовать вход в здание магазина «Б.» пандусом в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, так как установленный ими пандус не соответствует указанным требованиям. Относительно требования оборудовать вход в магазин «Б.» поручнем пояснил, что в настоящее время поручень к пандусу установлен, о чем представил суду фотографию.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Дата года Канашской межрайонной прокуратурой ЧР проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в здании магазина «Б.», расположенного по адресу: .... Проверкой установлено, что магазин «Б.» не приспособлен для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение магазина оборудован пандусом, но отсутствуют поручни. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки л.д. Номер).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В силу ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно п. 3.29., 3.31, 3.32 СНиП ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

К СНиП 35-01-2001 разработаны Своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Следовательно, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «Б.» является объектом социальной инфраструктуры.

Собственником нежилого помещения Номер в доме Номер по ... является ООО «Б.», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата года.

Согласно выписке из Устава ООО «Б.» общество является юридическим лицом л.д. Номер). Выпиской из ЕГРЮЛ от Дата года подтверждается, что от имени ООО «Б.» имеет право без доверенности действовать его директор В.В.Д.

Согласно акту проверки магазина «Б.» от Дата года, составленного заместителем Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М. совместно со специалистом-экспертом отдела архитектуры администрации г. К. ЧР П.Н.Н.., при входе в магазин установлен пандус шириной Номер м, имеется поручень.

Из представленной ответчиком фотографии также усматривается наличие пандуса и поручня при входе в магазин «Б.». При этом ответчиком не представлено суду доказательств того, что вход в магазин «Б.» был оборудован поручнем до обращения прокурора в суд с настоящим иском. Поэтому при разрешении дела суд исходит из того, что ответчик устранил нарушение (отсутствие поручня) уже после обращения в суд.

Таким образом, судом установлено, что пандус, установленный при входе в магазин «Б.», шириной Номер м не соответствует требованиям вышеназванного СНиП 35-01-2001, согласно п. 3.29 которого его ширина должна быть не менее 1,0 м.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в пользу местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать ООО «Б.» (г. К. ЧР) создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Б.», расположенный по адресу: ..., ... оборудовать пандус и поручень в соответствии со СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения доступа указанных групп населения в здание магазина.

Решение в части возложения на ООО «Б.» обязанности по оборудованию поручня в здании указанного магазина считать исполненным.

Взыскать с ООО «Б.» (г. К. ЧР) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере Номер (Номер) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено Дата года.