Дело №2-937/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДата г.Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Асановой Н.М.,
с участием помощника Канашского межрайпрокурора Николаевой А.С.,
при секретаре Викторовой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указав, что Канашской межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституционных прав несовершеннолетних была проведена проверка МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: ..., в части исполнения им законодательства по соблюдению действующих противопожарных норм и правил, в ходе которой было установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 313, в классах МОУ «Среднетатмышская ОСШ» не установлена автоматическая пожарная сигнализация, не перезаряжен огнетушитель ОП-5 № 15.
В связи с этим директору МОУ «Среднетатмышская ОСШ» отделом ГПН города Канаш и Канашского района Дата было выдано предписание Номер об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения вышеперечисленных нарушений до Дата.
Однако по результатам контрольной проверки, проведенной ОГПН Дата, установлено, что в результате длительного периода времени указанные нарушения пожарной безопасности не были устранены, тем самым МОУ «Среднетатмышская ОСШ» подвергает опасности жизнь и здоровье учащихся, а также педагогического состава.
Кроме того, невыполнение в установленные сроки вышеуказанного предписания может повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие интересы учащихся и педагогического состава, а также привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Просит возложить на МОУ «Среднетатмышская ОСШ» обязанность по устранению нарушений, выявленных ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию, перезарядить огнетушитель ОП-5 № 15.
В последующем в процессе нахождения дела в суде Канашский межрайпрокурор уточнил свои исковые требования и просил обязать МОУ «Среднетатмышская ОСШ» установить дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации, а также обратился с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по финансированию деятельности МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики для выполнения указанных работ.
В судебном заседании прокурор Николаева А.С. поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика -и.о. директора МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Архипова Р.Т. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что дымовые датчики не были установлены, ввиду отсутствия финансирования со стороны администрации Канашского района Чувашской Республики, а огнетушитель в настоящее время заменен пригодным для эксплуатации огнетушителем.
Ответчик- администрация Канашского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, письменные возражения относительно заявленных исковых требований не представила.
Представитель третьего лица: ОГПН города Канаш и Канашского района - Смирнов Ф.А. просил рассмотреть дело без их участия, о чем представил письменное заявление. В представленном суду сообщении указал, что отмеченные в предписании и акте проверки недостатки МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики в части замены огнетушителя в настоящее время устранены, однако дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации не установлены.
Заслушав прокурора Николаеву А.С., представителя ответчика - и.о. директора МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Архипову Р.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.
В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
На основании ч.1 ст. 51 указанного выше Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно пунктам 1.1, 1.4., 1.5., 1.8. Устава муниципального образовательного учреждения «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа» Канашского района Чувашской Республики учреждение создано администрацией Канашского района Чувашской Республики, является юридическим лицом и находится по адресу: ... л.д....
Пунктом п. 2.3. Устава предусмотрено, что одной из задач Учреждения является охрана прав и интересов обучающихся.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является функций государства. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пункт 3 вышеназванных Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 4 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.20045 №820 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).
Судом установлено, что на основании распоряжения главного инспектора ОГПН г.Канаша и Канашского района от Дата Номер государственным инспектором ОГПН г. Канаша и Канашского района по пожарному надзору Ю. Дата было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях МОУ «Среднетатмышская ОСШ», расположенного по адресу: ..., по результатам которого директору МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Д. было выдано предписание Номер от Дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить свободный подъезд к пирсу у естественного водоема и забор воды пожарным автомобилем в любое время года; установить на все двери лестничных клеток и эвакуационных выходов устройства для уплотнения и самозакрывания дверей; установить в классах автоматическую пожарную сигнализацию; перезарядить огнетушитель ОП-5 №15, со сроком устранения до Дата.
При этом действия инспектора ОГПН и распоряжение начальника указанного отдела соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали законные права и интересы ответчика.
Из акта проверки Номер от Дата л.д....) следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки инспектором отдела ГПН г. Канаша и Канашского района Ю. было выявлено, что МОУ «Среднетатмышская ОСШ» не были выполнены пункты 3 и 4 предписания ОГПН г. Канаш и Канашского района Номер от Дата: не установлена в классах автоматическая пожарная сигнализация и не перезаряжен огнетушитель ОП-5 № 15.
Суд находит, что факт допущенных нарушений МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики вышеуказанных Правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
Из пояснений представителя ответчика, представленных суду справки, акта выполненных работ следует, что до обращения Канашского межрайпрокурора с иском в суд часть нарушений Правил пожарной безопасности были ответчиком устранены: огнетушитель ОП-5 № 15 был заменен пригодным для эксплуатации огнетушителем.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, исковые требования Канашским межрайонным прокурором поданы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, работников образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), не противоречат законодательству, не ущемляют самостоятельность муниципального образовательного учреждения и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, а направлены на понуждение указанного учреждения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, могут быть признаны способами защиты прав и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно п.1.1. Устава МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств республиканского и местного бюджета администрации Канашского района на основе сметы.
Следовательно, на администрации Канашского района Чувашской Республики лежит обязанность по финансированию деятельности МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики для выполнения мероприятий и работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем требования прокурора в указанной части также подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с каждого из ответчиков следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере по 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики провести работы по обеспечению пожарной безопасности: установить в классах дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации.
Возложить на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанность по финансированию деятельности МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики для выполнения вышеуказанных работ.
Взыскать с МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашской Республики и администрации Канашского района Чувашской Республики государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 2000 (две тысячи) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.М.Асанова
Мотивированное решение изготовлено Датаа