решение по иску прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-1070/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Асановой Н.М.,

с участием помощника Канашского межрайпрокурора Николаевой А.С.,

при секретаре Викторовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики, администрации города Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указав, что Канашской межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституционных прав несовершеннолетних была проведена проверка МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, в части исполнения им законодательства по соблюдению действующих противопожарных норм и правил, в ходе которой было установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 313, в МДОУ ««Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики отделка стен и потолков в тамбуре на кухне выполнена горючими материалами; отделка потолка в музыкальном зале выполнена горючими материалами; на втором этаже установлены тепловые датчики автоматической пожарной сигнализации; эвакуационная дверь из второй группы раннего возраста открывается не по направлению выхода из здания; отсутствует второй выход их спального помещения второй группы раннего возраста; эвакуационная дверь из первой группы младшего возраста открывается не по направлению выхода здания; отсутствует второй выход из спального помещения первой группы младшего возраста; отделка стен пола на путях эвакуации выполнена горючими материалами; не обеспечена работоспособность эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения.

В связи с этим заведующему МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики отделом ГПН города Канаша и Канашского района ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения вышеперечисленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако по результатам контрольной проверки, проведенной ОГПН ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в результате длительного периода времени указанные нарушения пожарной безопасности не были устранены, тем самым МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики подвергает опасности жизнь и здоровье воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, невыполнение в установленные сроки вышеуказанных предписаний, может повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие интересы воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения, а также привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Просит возложить на МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» обязанность по устранению нарушений, выявленных ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: выполнить отделку стен и потолков в тамбуре на кухне негорючими или трудногорючими материалами; выполнить отделку потолка в музыкальном зале негорючими материалами; установить на втором этаже дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации; выполнить эвакуационную дверь из второй группы раннего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения второй группы раннего возраста; выполнить эвакуационную дверь из первой группы младшего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения первой группы младшего возраста; выполнить отделку стен и пола на путях эвакуации негорючими или трудногорючими материалами; обеспечить работоспособность эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения.

В последующем в процессе нахождения дела в суде Канашский межрайпрокурор уточнил свои исковые требования, и, наряду с ранее заявленными требованиями к МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики, обратился с иском к администрации г. Канаша о возложении обязанности по финансированию деятельности МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г.Канаша Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и указанных работ.

В судебном заседании прокурор Николаева А.С. поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика - заведующий МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики Мокшанова Е.Н. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что часть указанных в предписании и акте проверки недостатков в настоящее время устранена, при наличии финансирования со стороны администрации г.Канаша отделка стен и потолков в тамбуре на кухне, на путях эвакуации, а также потолка в музыкальном зале негорючими и трудногорючими материалами будет проведена, также будут устранены неуды по профилактическим испытаниям,

Ответчик- администрация г.Канаша Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, письменные возражения относительно заявленных исковых требований не представил.

Третье лицо: ОГПН города Канаш и Канашского района, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Заслушав прокурора Николаеву А.С., представителя ответчика - заведующего МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики Мокшанову Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ч.1 ст. 51 указанного выше Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно пунктам <данные изъяты> Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики учреждение создано администрацией г.Канаша Чувашской Республики, является юридическим лицом и находится по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Пунктом п. <данные изъяты> Устава предусмотрено, что одной из основных целей и задач Учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является функций государства. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пункт 3 вышеназванных Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 57 Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно п. 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Пунктом 3.29. Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009), утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 174, дымовым пожарным извещателем является пожарный извещатель, реагирующий на частицы твердых или жидких продуктов горения и (или) пиролиза в атмосфере.

В силу пункта 4.2.9 Свода правил автоматические установки пожаротушения должны выполнять одновременно и функции автоматической пожарной сигнализации.

Согласно пункту 12 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315, перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.

Пунктом 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 31 предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Согласно п. 6.12. Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.

Пунктом 61 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313предусмотрено, что объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.20045 №820 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ОГПН г. Канаш и Канашского района по пожарному надзору Ю. на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Канаш и Канашского района по пожарному надзору было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого заведующему МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики Мокшановой Е.Н. было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

При этом действия инспектора ОГПН и распоряжение начальника указанного отдела соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали законные права и интересы ответчика.

Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки ст. инспектором отдела ГПН г. Канаш и Канашского района Ч. было выявлено, что МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики не были выполнены п.п.<данные изъяты> предписания ОГПН г. Канаш и Канашского района № от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит, что факт допущенных нарушений МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики вышеуказанных Правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования Канашским межрайонным прокурором поданы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников, работников дошкольного образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), не противоречат законодательству, не ущемляют самостоятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, а направлены на понуждение указанного учреждения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, могут быть признаны способами защиты прав и подлежат удовлетворению.

Из пояснений представителя ответчика, представленной суду справки следует, что ко дню рассмотрения дела в суде часть выявленных нарушений Правил пожарной безопасности была ответчиком полностью устранена.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Согласно п.<данные изъяты> Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики учреждение финансируется полностью или частично за счет средств местного бюджета города Канаш, на основе сметы.

Следовательно, на администрации г. Канаша Чувашской Республики лежит обязанность по финансированию деятельности МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики выполнения мероприятий и работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем требования прокурора в указанной части также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально части исковых требований.

Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с каждого из ответчиков следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере по 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Канашского межрайонного прокурора удовлетворить и обязать МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики провести работы по обеспечению пожарной безопасности: устранить неуды, выявленные в отчете по профилактическим испытаниям; выполнить отделку стен и потолков в тамбуре на кухне негорючими материалами; выполнить отделку потолка в музыкальном зале негорючим материалом; установить на втором этаже дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации; выполнить эвакуационную дверь из второй группы раннего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения второй группы раннего возраста; выполнить эвакуационную дверь из первой группы младшего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения первой группы младшего возраста; выполнить отделку стен и пола на путях эвакуации негорючими материалами; обеспечить работоспособность эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения, и возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики обязанность по финансированию деятельности МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и указанных работ.

Решение в части возложения на МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики обязанности по проведению работ по обеспечению пожарной безопасности: установить на втором этаже дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации; выполнить эвакуационную дверь из второй группы раннего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения второй группы раннего возраста; выполнить эвакуационную дверь из первой группы младшего возраста открывающейся по направлению выхода из здания; выполнить второй эвакуационный выход из спального помещения первой группы младшего возраста; обеспечить работоспособность эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения, и возложении на администрацию города Канаш Чувашской Республики обязанности по финансированию деятельности МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики для выполнения вышеуказанных работ, считать исполненным.

Взыскать с МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики и администрации города Канаш Чувашской Республики государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 2000 (две тысячи) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней.

Судья Н.М.Асанова