решение по иску прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-971/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Асановой Н.М.,

с участием помощника Канашского межрайпрокурора Николаевой А.С.,

при секретаре Викторовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Канашский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указав, что Канашской межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституционных прав несовершеннолетних была проведена проверка МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, в части исполнения им законодательства по соблюдению действующих противопожарных норм и правил, в ходе которой было установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 313, в МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики коридоры первого и второго этажей отделаны горючим материалом (на полу постелен линолеум); не установлены дымовые датчики АПС в кухне старшей группы на 2-м этаже и в методическом кабинете; не оборудованы светильники плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, в подвальном помещении.

В связи с этим заведующему МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики отделом ГПН города Канаша и Канашского района ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения вышеперечисленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако по результатам контрольной проверки, проведенной ОГПН ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в результате длительного периода времени указанные нарушения пожарной безопасности не были устранены, тем самым МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики подвергает опасности жизнь и здоровье воспитанников, а также работников дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, невыполнение в установленные сроки вышеуказанного предписания, может повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие интересы воспитанников, педагогического состава, а также привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Просит возложить на МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики обязанность по устранению нарушений, выявленных ОГПН по городу Канаш и Канашскому району, а именно: выполнить отделку (окраску) путей эвакуации из негорючего материала; установить дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации в кухне старшей группы на 2-м этаже и в методическом кабинете; светильник в подвальном помещении оборудовать плафоном (колпаком), предусмотренным конструкцией светильника.

В последующем в процессе нахождения дела в суде Канашский межрайпрокурор уточнил свои исковые требования, и наряду с ранее заявленными требованиями к МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики, обратился с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности по финансированию деятельности МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и указанных работ.

В судебном заседании прокурор Николаева А.С. поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика - заведующий МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики Григорьева М.В. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что указанные в предписании и акте проверки недостатки своевременно не были устранены из-за отсутствия финансирования, в настоящее время выявленные нарушения устранены.

Представитель ответчика- администрации Канашского района Чувашской Республики Сергеев В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал, пояснив, что выявленные нарушения не были устранены своевременно из-за отсутствия финансирования, в настоящее время все устранено.

Представитель третьего лица: ОГПН города Канаш и Канашского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Заслушав прокурора Николаеву А.С., представителя ответчика МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики Григорьеву М.В., представителя ответчика администрации Канашского района ЧР Сергеева В.В.,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из иных правоотношений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ч.1 ст. 51 указанного выше Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно пунктам № Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики Учреждение создано администрацией Канашского района Чувашской Республики, является юридическим лицом и находится по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Пунктом п. № Устава предусмотрено, что одной из задач Учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является функций государства. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пункт 3 вышеназванных Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Пунктом 60 Правил предусмотрено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

В соответствии с п. 3 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пункте 9 таблицы 1 при применении автоматической пожарной сигнализации, следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.20045 №820 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ОГПН г. Канаша и Канашского района по пожарному надзору Ю. было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого заведующему МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики Григорьевой М.В. было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

При этом действия инспектора ОГПН и распоряжение начальника указанного отдела соответствовали требованиям действующего законодательства и не нарушали законные права и интересы ответчика.

Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки заместителем главного государственного инспектора ОГПН г.Канаш и Канашского района Б. было выявлено, что МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики не было выполнено предписание ОГПН г. Канаш и Канашского района № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: коридоры первого и второго этажей отделаны горючим материалом (на полу постелен линолеум); не установлены дымовые датчики АПС в кухне старшей группы на 2-м этаже и в методическом кабинете; не оборудованы светильники плафонами, предусмотренными конструкцией светильников, в подвальном помещении.

Суд находит, что факт допущенных нарушений МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики вышеуказанных Правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривался представителями ответчиков в судебном заседании.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования Канашским межрайонным прокурором поданы в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников, обучающихся, работников образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), не противоречат законодательству, не ущемляют самостоятельность муниципального образовательного учреждения и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, а направлены на понуждение указанного учреждения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, могут быть признаны способами защиты прав и подлежат удовлетворению.

Из пояснений представителей ответчиков, представленных суду карточки установки АПЗ, справки следует, что ко дню рассмотрения дела в суде вышеперечисленные нарушения Правил пожарной безопасности были ответчиком МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики полностью устранены.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Согласно п.п.№ Устава МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств местного бюджета администрации Канашского района на основе сметы.

Следовательно, на администрации Канашского района Чувашской Республики лежала обязанность по финансированию деятельности МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики для выполнения мероприятий и работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем требования прокурора в указанной части также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с каждого из ответчиков следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере по 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Канашского межрайонного прокурора, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить, и обязать МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики провести работы по обеспечению пожарной безопасности: выполнить отделку (окраску) путей эвакуации из негорючего материала; установить дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации в кухне старшей группы на 2-м этаже и в методическом кабинете; светильник в подвальном помещении оборудовать плафоном (колпаком), предусмотренным конструкцией светильника, возложить на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанность по финансированию МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и вышеуказанных работ.

Решение в части возложения на МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики обязанности по проведению вышеуказанных работ по обеспечению пожарной безопасности и возложения обязанности на администрацию Канашского района Чувашской Республики по финансированию МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики для выполнения соответствующих мероприятий и вышеуказанных работ считать исполненным.

Взыскать с МДОУ «Атнашевский детский сад «Солнышко» Канашского района Чувашской Республики и администрации Канашского района Чувашской Республики государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 2000 (две тысячи) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М.Асанова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ