об обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-947/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

с участием прокурора Сергеевой Т.В.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Игнатьеву В.Н. и Игнатьевой В.С. об обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - магазину «З.»,

установил:

К. межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Игнатьеву В.Н. и Игнатьевой В.С. об обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - в здание магазина «З.», расположенного в <адрес>

Иск прокурора с учетом уточненного заявления от ДД.ММ.ГГГГ мотивирован тем, что К. межрайонной прокуратурой ЧР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов магазина «З.» индивидуальных предпринимателей Игнатьева В.Н. и Игнатьевой В.С., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в части создания там условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в магазин. В ходе проверки установлено, что вход в помещение магазина «З.» оборудован пандусом и поручнями, однако пандус не соответствует требованиям п. 3.27-3.33СНиП 35-01-2001 (ширина пандуса составляет № м); также перепад высоты пола и входной площадки пола составляет № м, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать индивидуальных предпринимателей Игнатьева В.Н. и Игнатьеву В.С. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «З.»: оборудовать вход пандусом и устранить перепад высот порога входных дверей в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании прокурор Сергеева Т.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, просила в случае удовлетворения судом иска считать исполненным решение суда с учетом добровольного устранения ответчиками на день рассмотрения дела выявленных в магазине «З.» нарушений СНиП 35-01-2001.

Индивидуальные предприниматели Игнатьев В.Н. и Игнатьева В.С. исковые требования прокурора признали в полном объеме и суду пояснили, что после обращения прокурора с настоящим иском выявленные в помещении магазина «З.» нарушения требований СНиП 35-01-2001 ими устранены, о чем представили акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистом-экспертом отдела строительства, архитектуры и городского хозяйства администрации г. К. П.Н.Н.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

ДД.ММ.ГГГГ К. межрайонной прокуратурой ЧР проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в помещении магазина «З.» по адресу: <адрес> Проверкой установлено, что магазин «З.» не приспособлен для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение магазина не оборудован пандусом, перепад высоты входной площадки и пола составляет № см. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ К. межрайпрокуратурой было установлено, что в магазине «З.» пандус установлен шириной № м, имеется перепад высоты порога входных дверей - № см.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В силу ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 названных СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта вышеуказанных 3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно п. 3.29., 3.31, 3.32 СНиП ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

В соответствии с п. 3.23 названных СНиП дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

К СНиП 35-01-2001 разработаны Своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Следовательно, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «З.» является объектом социальной инфраструктуры.

Собственниками нежилого помещения - магазина «З.» (<адрес> <адрес> 2) с ДД.ММ.ГГГГ являются Игнатьев В.Н. и Игнатьева В.С. по 1/2 доле в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права соответственно (л.д. №).

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистом-экспертом отдела строительства, архитектуры и городского хозяйства администрации г. К. П.Н.Н. следует, что в ходе проверки устранения нарушений требований законодательства по обеспечению доступности инвалидов к магазину «З.» (<адрес>) установлено, что при входе в магазин выполнено устройство пандуса шириной № м, пандус оборудован поручнями; разница в отметках входной площадки и пола при входе в магазин составляет № см.

Таким образом, судом установлено, что те нарушения вышеназванного СНиП 35-01-2001, которые прокурор просил устранить в уточненном исковом заявлении, ответчиками ко дню рассмотрения судом дела устранены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в пользу местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать индивидуальных предпринимателей Игнатьева В.Н. и Игнатьеву В.С. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «З.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> оборудовать пандус и устранить перепад высот порога входной двери в соответствии со СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения доступа указанных групп населения в здание магазина.

Решение о возложения на индивидуальных предпринимателей Игнатьева В.Н. и Игнатьеву В.С. обязанности по оборудованию пандуса устранению перепада высот порога входной двери в помещении указанного магазина считать исполненным.

Взыскать с индивидуальных предпринимателей Игнатьева В.Н. и Игнатьевой В.С. в солидарном порядке в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере № (№) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова