Дело № 2-1025/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жоховой В.М. к УПФ РФ (ГУ) в г. К. и К. районе ЧР-Ч. об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
установил:
Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Жоховой В.М. отказано во включении в специальный педагогический стаж периодов работы в должности воспитателя в дошкольном учреждении № А. ГОРОНО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в дошкольном образовательном учреждении № К. городского отдела образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Оспариваемым решением ответчик включил в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии № лет № месяцев № дней.
Не согласившись с данным решением, Жохова В.М. обратилась в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР об отмене его решения в части отказа во включении указанных периодов в специальный стаж, обязании ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что она была принята на работу воспитателем, ее работа всегда была непосредственно связана с воспитательным процессом детей в возрасте до 07 лет, независимо от наименования детского сада. Ее сын родился ДД.ММ.ГГГГ, в момент нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет законодательство позволяло включать время нахождения в таком отпуске в общий и специальный трудовой стаж для назначения пенсии. В период своей работы она неоднократно по приказу руководителя посещала курсы повышения квалификации с сохранением места работы, заработной платы и оплатой командировочных расходов, в связи с чем эти периоды также подлежат включению в специальный стаж. С № года № год она работала воспитателем в начале в дошкольном учреждении, впоследствии в дошкольном образовательном учреждении, ее работа была напрямую связана с педагогической деятельностью, в связи с чем считает, что указанные периоды также должны включаться в специальный стаж.
Истец Жохова В.М., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Жоховой В.М.- Гаязова Г.К. вышеуказанные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. К.Е.Н. иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», применявшийся при исчислении выслуги педагогическим работникам до 1 ноября 1999 года; постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и учреждениях для детей, применявшийся к периодам работы с 1 ноября 1999 года.
В настоящее время действует Список профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В вышеуказанных Списках в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «воспитатель», в разделе «Наименование учреждений» поименованы учреждения «детский сад», «ясли-сад (сад-ясли)», учреждения - «дошкольные учреждения (ДУ)» и «ДОУ» в них отсутствуют.
Согласно записи в трудовой книжке истца (л.д. №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жохова В.М. находилась в должности воспитателя дошкольного учреждения № А. ГОРОНО <адрес>. Несмотря на такое указание наименования учреждения в трудовой книжке, данное дошкольное учреждение согласно архивной справке и справке о периодах работы Жоховой В.М. (л.д.№), выданных МУ «Централизованная бухгалтерия № отдела образования администрации <адрес> РФ, именовалось как ясли-сад № № «С.» ГОРОНО <адрес>. То есть являлось учреждением, поименованном в Списках. В оттиске печати указанного учреждения, содержащейся в трудовой книжке истца, также указано его наименование как «ясли-сад № №». Следовательно, период работы истца в дошкольном учреждении № А. ГОРОНО <адрес> подлежит включению в ее специальный стаж. В указанный период работы истец также находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат включению в специальный стаж Жохова В.М. по основаниям, которые будут изложены ниже.
Спорный период работы истца в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место и протекал в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № «К.» К. городского отдела образования (л.д. №). С ДД.ММ.ГГГГ в наименовании данного муниципального ДОУ появилась расшифровка его вида «детский сад», в настоящее время данное учреждение именуется согласно исторической справке (л.д. №) как муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № № комбинированного вида» города К. ЧР.
Само по себе неправильное наименование работодателем образовательного учреждения и несвоевременное приведение его наименования в соответствие с требованиями Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года, не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав работника.
В период работы в К. МДОУ № № г. К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, выданной МДОУ «Детский сад №№» г. К. ЧР (л.д. №).
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, законодательством не предусмотрено включение периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в специальный стаж.
Исходя из изложенного, решение ответчика в части отказа во включении периода работы истца в должности воспитателя в К. МДОУ № № «К.», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, подлежит отмене.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из нижеследующего.
Вышеупомянутыми Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены.
В соответствии с пунктами 4 и 5 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Время нахождения истца на курсах повышения квалификации в должности воспитателя в детском саду № № «.» ОДДУ треста «А.» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в ДУ № № А. ГОРОНО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой МУ «Централизованная бухгалтерия № отдела образования администрации <адрес>» <адрес> РФ (л.д. №), аналогичные периоды в МДОУ «Детский сад № №» города К. ЧР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ февраля по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой, уточняющей периоды работы (л.д. №).
В силу ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971г.), утратившего силу с 1 февраля 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичное положение содержится в действующем Трудовом кодексе РФ в статье 187, согласно которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
За время нахождения Жоховой В.М. в вышеперечисленные периоды на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ней не прерывались, истцу начислялась заработная плата, в этот период она оставалась пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, прохождение ею квалификации по избранному профилю непосредственно связано с работой на должности воспитателя и направлено на повышение профессионального уровня.
В силу изложенного, решение ответчика в части отказа во включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит отмене.
Исковые требования Жоховой В.М. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, суд разрешает исходя из нижеследующего.
Период нахождения Жоховой В.М. в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском саду № № «Б.» ОДДУ треста «А.» <адрес> относится к периодам деятельности до 06 октября 1992 года, то есть до момента вступления в силу Закона от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Указанным законом внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, согласно которым она изложена в новой редакции, предусматривающей предоставление частично оплачиваемого отпуска по достижении возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, но не допускающей включение указанных периодов в льготный стаж при исчислении пенсии. Данные изменения вступили в силу с 06.10.1992 года.
А до указанного момента в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, до 06 октября 1992 года в соответствии с действовавшими правовыми актами женщинам предоставлялись отпуска: частично оплачиваемые до 1,5 лет и неоплачиваемые до 3 лет. Законодательство не содержало условие исключения из стажа по специальности периода отпуска по уходу за ребенком при назначении льготной пенсии.
Поэтому исходя из вышеизложенных правовых норм, суд считает, что вышеуказанный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж, поскольку до ухода в такой отпуск и в период нахождения в нем истец продолжала состоять в должности и в учреждении, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, принятое ответчиком решение об отказе во включении указанного периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости является незаконным и необоснованным.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ДД.ММ.ГГГГ).
Календарный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью у истца на день обращения за пенсией на ДД.ММ.ГГГГ включительно составил 25 лет № месяцев № дней согласно следующего расчета:
№ лет № месяцев № дней (признано ответчиком и подтверждается трудовой книжкой) + № лет № дней (суммарно период работы воспитателем ДУ № № А. ГОРОНО <адрес> (в том числе курсы повышения квалификации) и в МДОУ № № «К.» К. городского отдела образования, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № месяца № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации) + № месяцев № дней (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет).
Следовательно, трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у нее на эту дату необходимого 25- летнего специального стажа.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ отменить частично:
обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.:
- включить Жоховой В.М. периоды работы в должности воспитателя в дошкольном учреждении № № А. ГОРОНО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № № «К.» К. городского отдела образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периода нахождения в административном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей;
- включить Жоховой В.М. периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей;
- включить Жоховой В.М. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей;
- назначить Жоховой В.М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать Жоховой В.М. во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в должности воспитателя в К. МДОУ № № г. К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова