отмена решения УПФР в г. Канаш и Канашском районе ЧР об отказе в назначении пенсии в соответствии с п.п.4 п.3 ст.3 ФЗ `О государственном пенсионном обеспечении в РФ`



Дело № 2- 1076/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой А.И. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. п. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,

установил:

Степанова А.И. обратилась в суд с иском к УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об обязании его отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей двух пенсий и назначить ей вторую пенсию по случаю потери кормильца как вдове инвалида и участника ВОВ, не вступившей в новый брак, мотивируя тем, что она является получателем пенсии по старости, а также вдовой инвалида и участника Великой Отечественной войны, умершего вследствие ранения в Великую Отечественную войну. Считает, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» она имеет право на одновременное получение двух пенсий. Обратившись в УПФР в г. К. и К. районе ЧР о назначении одновременно второй пенсии по случаю потери кормильца как вдове инвалида и участника Великой Отечественной войны, не вступившей в новый брак, она получила отказ пенсионного органа по причине отсутствия причинно-следственной связи между смертью Степанова А.С. и ранением, полученным им на фронте.

В последующем истец уточнила исковые требования, просила суд отменить решение УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей пенсии по случаю потери кормильца и назначить пенсию в соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как вдове военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившей в новый брак.

В судебном заседании истец Степанова А.И. поддержала свои уточненные исковые требования по изложенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ основаниям, дополнив, что в марте ДД.ММ.ГГГГ года от <данные изъяты> умер ее супруг Степанов А.С., который являлся участником и инвалидом Великой Отечественной войны. После смерти супруга она в новый брак не вступала. Считает, что в связи с тем, что у мужа в связи с полученными в годы войны ранениями и контузией был ослабленный организм, поэтому он подхватил <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году, от которого в последующем умер, то есть его смерть непосредственно связана с ранениями и контузией, полученными в годы войны.

Представитель ответчика - УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. К.Е.Н. исковые требования Степановой А.И. не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ. Также дополнила, что истец является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года по достижении <данные изъяты> возраста как многодетная мать; с ДД.ММ.ГГГГ истцу Степановой А.И. в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как члену семьи умершего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны пожизненно установлена ежемесячная денежная выплата. Истцу было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца как вдове военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившей в новый брак в соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в оспариваемом истцом решении, где указан «п. 4 ст. 3», допущена техническая ошибка), поскольку документы, удостоверяющие причинную связь смерти Степанова А.С. с военной травмой или заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, Степановой А.И. не были представлены. Просит суд в иске Степановой А.И. отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 15.12.2001 года) предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 года предусмотрена пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, которая устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца.

При этом потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, то есть наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

В соответствии с пунктом 9.1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19 па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы:

подтверждающие факт и причину гибели (смерти) военнослужащего;

удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы;

подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

подтверждающие, что вдова военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступила в новый брак.

Свидетельством о браке (л.д. №) подтверждается, что С.А.С. и С.А.И. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, и что после регистрации брака присвоены фамилии: мужу - С.А.С., жене - Степанова.

Согласно копии свидетельства о смерти (л.д. №) С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. С.Т. К. района ЧАССР, умер ДД.ММ.ГГГГ в селе Ш. К. района ЧАССР.

В соответствии с паспортом, предъявленным истцом в судебном заседании, выданным К. РОВД ЧР ДД.ММ.ГГГГ, последняя является Степановой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д. Е. К. района ЧР (л.д. №). Сведений о вступлении Степановой А.И. в новый брак в нем не имеется.

Согласно пенсионному удостоверению № (л.д. №) С.А.С. являлся инвалидом Отечественной войны.

Из справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом военного комиссариата ЧР по городу К., К. и Я. району (л.д.№) следует, что С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в № гвардейском стрелковом полку № гвардейской стрелковой дивизии, входившем в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником Великой Отечественной войны.

Копией справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивом ВММ Министерства обороны РФ (л.д.№), подтверждается, что рядовой С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на фронте Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ получил слепое осколочное ранение левой стопы с ее травматической ампутацией и контузию обоих глаз. ДД.ММ.ГГГГ Военно-врачебной комиссией по поводу указанного ранения (<данные изъяты>) он был признан негодным к военной службе с исключением с учета. ВТЭК признан инвалидом Отечественной войны первой группы.

В подтверждение объяснений истца о причине смерти супруга копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) подтверждается, что С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. С.Т. К. района ЧАССР, умер ДД.ММ.ГГГГ в с. Ш. К. района ЧАССР вследствие <данные изъяты> туберкулеза легких. Причина смерти С.А.С. указана органом ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Амбулаторная карта на имя умершего С.А.С. и справка о причине его смерти не представлены К. ЦРБ в связи с истечением срока хранения указанных документов (л.д.№).

Таким образом, смерть С.А.С. (супруга истца) наступила по причине туберкулеза легких, а не вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Между тем доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между смертью бывшего военнослужащего С.А.С. вследствие военной травмы, полученной в период прохождения военной службы по призыву, истцом не представлено.

То обстоятельство, что истец относится к категории лиц, являющихся членом семьи умершего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, что подтверждается тем, что ей установлена соответствующая пожизненная ежемесячная денежная выплата согласно положениям Федерального закона «О ветеранах» (л.д. №), ответчиком не оспаривается, и не влияет на право истца на получение пенсии по случаю потери кормильца по указанному в иске основанию.

При указанных обстоятельствах принятое ответчиком решение об отказе истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца как вдове военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившей в новый брак, в соответствии с п.п. 4 п.3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ и удовлетворения исковых требований истца суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Степановой А.И. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и назначении пенсии по случаю потери кормильца как вдове военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившей в новый брак, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.