о признании незаконным и отмене решения УПФ РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии



Дело № 2- 1079/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Л.П. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

установил:

Решением УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Л.П. отказано во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также отказано во включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры С-К отделения <данные изъяты> МУЗ «К. ЦРБ», и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Не согласившись с данным решением Иванова Л.П. обратилась в суд с иском к УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным и отмене его решения, включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, также в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры С-К отделения <данные изъяты> МУЗ «К. ЦРБ», и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР № 1000 от 23.10.1978 года, действовавший в спорный период, амбулаторно-поликлинические учреждения в сельской местности должны были именоваться «фельдшерско-акушерскими пунктами». Н. фельдшерский пункт, в котором она работала в спорный период, был создан в сельской местности для выполнения тех же функций и задач, которые возлагались на фельдшерско-акушерский пункт. В ее должностные обязанности как заведующего Н. ФП входило: организация профилактических и диспансерных осмотров декретированных групп населения и состоящих на диспансерном учете больных, мероприятия по активному раннему выявлению больных и лиц с факторами риска развития заболеваний и т.п. Считает, что не приведение работодателем наименования фельдшерского пункта в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения не должно являться основанием для отказа во включении периодов работы в данном учреждении в специальный стаж, поскольку она фактически осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения на должности и в учреждении, предусмотренных Списком. Ответчиком при вынесении указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ также не было учтено то обстоятельство, что приказом главного врача К. ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения допущенного нарушения Н. ФП переименован в ФАП с ДД.ММ.ГГГГ. Возражая против не включения ответчиком в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения, указала, что согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя зарплата, из которой производятся предусмотренные законом удержания. Согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности.

В судебном заседании истец Иванова Л.П. и ее представитель Немов С.В. поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР К.Г.Н. исковые требования не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в г. К. и К. районе ЧР.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Правительством РФ утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, подлежащий применению до 01 ноября 1999 года.

Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяющийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года.

При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066).

В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.

Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера.

В вышеназванный Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанных в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) определяется по следующим правилам: 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. №) должность, в которой истец работала в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась заведующий фельдшерским пунктом, а с ДД.ММ.ГГГГ (после переименования фельдшерского пункта в фельдшерско-акушерский пункт) - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом. В указанной должности Иванова Л.П. находилась до ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений истца следует, что работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом она помимо организационных функций, большую часть времени выполняла следующие обязанности: оказывала лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь населению, первую неотложную медицинскую помощь, выполняла врачебные назначения, устанавливала диагнозы, назначала и проводила лечение; осуществляла текущий санитарный надзор, организовывала и проводила противоэпидемические мероприятия, организовывала и проводила профосмотры населения; проводила санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

То есть фактически истец осуществляла должностные обязанности фельдшера, установленные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010г. №18247).

Аналогичные должностные обязанности содержатся в действующей в К. ЦРБ должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом (л.д. №).

В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего ФП и ФАП она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Иванова Л.П., что подтверждается тарификационными списками, согласно которым в Н. фельдшерском пункте предусмотрены должность заведующего фельдшерским пунктом и санитарки (л.д. №); в штатном расписании на № год должность истца указана как заведующий-фельдшер (л.д. №).

Должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, которую занимала истец с ДД.ММ.ГГГГ относилась согласно справке МУЗ «К. ЦРБ» к среднему медицинскому персоналу (л.д. №).

Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Иванова Л.П., работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу.

Действующие в спорные периоды нормативно-правовые акты (в том числе приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 года № 1000, которым утверждено Положение о фельдшерско-акушерском пункте) предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 9000 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.

На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом, в которые фактически истец выполняла обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера, и ее должность должна была именоваться именно так, является незаконным и необоснованным.

Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа подлежит удовлетворению к периодам работы Иванова Л.П. в должности заведующего фельдшерского пункта до 01 ноября 1999 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, поскольку после указанной даты правовое регулирование в этой части изменилось.

Исковые требования Ивановой Л.П. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего.

Факт нахождения истца Ивановой Л.П. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры С-К отделения <данные изъяты> МУЗ «К. ЦРБ», то есть в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года, подтверждается материалами дела (л.д. №).

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Трудовые отношения с истцом в периоды нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.

В связи с этим периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика подлежит отмене как незаконное.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Истец обратился к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Ивановой Л.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Ивановой Л.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года № месяцев № дней исходя из следующего расчета:

№ лет № месяцев № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № месяца № дней (суммарно периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № года № месяца № дней (период работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке) + № месяца № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации).

Истцом заявлено требование о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется справка К. ЦРБ о продолжении работы истца в должности, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, после ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие у нее периодов, не подлежащих включению в специальный стаж вплоть до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Таким образом, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения 25-летний стаж истец выработала ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на пенсию по указанному основанию у истца возникает с ДД.ММ.ГГГГ, как и заявлено истцом в суд. Поэтому требование Ивановой Л.П. о назначении ей пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с указанной даты обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ отменить частично:

обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.:

включить Ивановой Л.П. период работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца),

включить Ивановой Л.П. период работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении;

- включить Ивановой Л.П. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

- назначить Ивановой Л.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ФИО65 в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова