Дело № 2-1189\2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием старшего помощника Канашского межрайпрокурора Тимофеевой И.М.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании незаконными бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки в районе <адрес> от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами потребления,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании незаконными бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки вокруг деревни <адрес> от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами потребления. Свои требования прокурор мотивировал тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной заместителем межрайонного прокурора. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанные территории.
Представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика - глава ФИО1 исковые требования ФИО3 признала и суду пояснила, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, указанные в акте территории были завалены мусором. В настоящее время они территории указанные в акте, очистили от мусора.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
Согласно справке ФИО3 от 29 сентября 2010 года, была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов потребления на территории ФИО1.
В ходе данной проверки на территории деревни <адрес> обнаружены стихийные несанкционированные свалки с отходами потребления (л.д. 8).
Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась и в ходе дачи письменного объяснения главы ФИО1 от 29 сентября 2010 года (л.д. 9).
Из содержания объяснения следует, что действительно на момент проверки, на территории <адрес> были обнаружены стихийные несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов. Ими принимаются меры по сбору бытовых отходов и их вывозу на свалку.
В подтверждение обстоятельств наличия несанкционированных свалок на территории деревни <адрес>, суду представлен акт проверки от 29 сентября 2010 года, проведенного ФИО3 В соответствии с данным актом, на территории ФИО1 имеются стихийные несанкционированные свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления.
В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией ФИО1 соблюдены не были, произошло захламление территории земель вокруг деревни <адрес> отходами производства и потребления,с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.
Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, исковые требования ФИО3 к ФИО1 об обязании очистить земельные участки вокруг деревни <адрес>, на которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами потребления подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд требование прокурора в части обязании администрацию ФИО1 очистить земельные участки вокруг деревни <адрес> от мусора и отходов потребления, считает устраненным.
Об этом факте свидетельствуют постановление ведущего специалиста-эксперта отдела контроля ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ФИО1 от 29 октября 2010 года, пояснения главы ФИО1, фотографии участков местности вокруг деревни <адрес>, из которых видно, что захламленные участки земель очищены от мусора и отходов потребления.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск ФИО3 поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить и признать незаконными бездействие ФИО1, выразившейся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора.
Решение в части обязании администрации ФИО1 очистить земельные участки вокруг деревни <адрес> от мусора и отходов потребления, считать исполненным.
Взыскать с ФИО1 в бюджет города Канаш Чувашской Республики государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов