о признании незаконным решения УПФР об отказе в восстановлении выплаты трудовой пенсии



Дело № 2- 1121/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Э.А. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении выплаты трудовой пенсии по свидетельству об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке,

установил:

Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Федоровой Э.А. отказано в восстановлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность.

Не согласившись с данным решением, Федорова Э.А. обратилась в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным вышеуказанного решения и обязании ответчика восстановить выплату трудовой пенсии по свидетельству об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке. Требования мотивировала тем, что она получала трудовую пенсию по старости, выплата которой была прекращена по ее просьбе с ДД.ММ.ГГГГ в связи с религиозными убеждениями, так как ведомости по выплате пенсии содержали штрих-коды. По этим же взглядам она отказалась от использования общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации, который сдала в паспортно-визовую службу Л. РОВД г. Ч. в № году. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в г. К. и К. районе ЧР с заявлением о восстановлении выплаты трудовой пенсии на основании Свидетельства об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, получила отказ в восстановлении выплаты трудовой пенсии. Ответчик при этом сослался на то, что указанное свидетельство не является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ. Со ссылкой на ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ считает позицию ответчика неправомерной. Указывает, что решением Верховного суда РФ от 25 апреля 2006 года за № ГКПИ 06-334 также установлено, что паспорт гражданина РФ является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России. Считает ссылки ответчика на ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 13.03.1997 года № 232 несостоятельными, поскольку ими установлен не исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В соответствии со ст. 84 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 года в редакции от 23.12.2003 года нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии. В связи с чем полагает, что предъявленное ею Свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, является допустимым документом, удостоверяющим ее личность, поскольку организация (учреждение), назначающая, а также выдающая пенсию, может по нему установить личность, сверившись с фотографией.

В судебном заседании истец Федорова Э.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, вновь привела их суду.

Представитель ответчика - УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. Б.С.В. исковые требования Федоровой Э.А. не признала, по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ. Суду дополнила, что в оспариваемом истцом решении ими не обозначен конкретный подпункт статьи 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», фактически истцу отказано в восстановлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 2 п. 3 указанной статьи.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статьей 28 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (то есть при неполучении установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в течение шести месяцев подряд) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Объяснениями сторон судом установлено, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ и в течение шести месяцев с указанной даты истец Федорова Э.А. не получала пенсию через почтовую организацию в связи с отсутствием паспорта, сданного по религиозным убеждениям, ей была приостановлена выплата пенсии, а еще через шесть месяцев - с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением руководителя УПФР в г. К. и К. районе от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 22 вышеназванного закона прекращена выплата пенсии (л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ Федорова Э.А. обратилась в УПФР в г. К. и К. районе с заявлением о возобновлении выплаты пенсии (л.д. №).

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 22 названного Федерального закона предусмотрено, что выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается: по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.

Не оспаривая право истца на получение трудовой пенсии по старости, УПФР в г. К. и К. районе отказало Федоровой Э.А. в восстановлении выплаты пенсии в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, посчитав, что предъявленное истцом Свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не является документом, заменяющим паспорт гражданина РФ, поскольку нотариус не является уполномоченным государственным органом, на которого возложена обязанность по выдаче документов, заменяющих паспорт.

Материалами дела подтверждается, что пенсия по старости истцу была назначена органом пенсионного обеспечения на основании заявления Федоровой Э.А. с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении Федоровой Э.А. с указанным заявлением ею был предъявлен паспорт серии № № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Л. РОВД г. Ч.

В подтверждение объяснений истца о причине отказа от использования общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации копией справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной управлением ФМС по ЧР-Ч. в Л. районе г. Ч., подтверждается, что паспорт серии № № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ОВД Л. района г. Ч. в связи с новым положением на основании паспорта серии № № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОВД Я. райисполкома ЧАССР уничтожен как находка по акту № от ДД.ММ.ГГГГ (паспорт был сдан по религиозным соображениям).

Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 г., к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены в том числе документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

Указом Президента РФ от 13.03.1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина РФ, согласно абзацу 2 пункта 1 которого паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. В случае порчи или утери паспорта гражданину по его просьбе выдается Федеральной миграционной службой временное удостоверение личности установленной формы.

Статья 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой закон не принят.

Решением Верховного Суда РФ от 25.04.2006 года № ГКПИ06-334, определено, что паспорт гражданина РФ является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 84 Основ законодательства РФ «О нотариате» нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.

Представленное истцом свидетельство (л.д. №) оформлено в соответствии с положениями ст. 84 Основ законодательства РФ «О нотариате», удостоверено нотариусом К. нотариального округа ЧР И.С.Н., и является подтверждением того, что лицо, изображенное на имеющейся в нем фотографии, тождественно с представившей их личностью Федоровой Э.А., зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>

Личность Федоровой Э.А. при совершении нотариального действия была установлена нотариусом на основании временного удостоверения личности гражданина РФ №, выданного ОУФМС России по ЧР в К. районе до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Учитывая изложенное, а также, учитывая то обстоятельство, что закон, регламентирующий строго определенный перечень документов, на основании которых может быть удостоверена личность лица, его предъявившего, не принят, а нормативные правовые акты и судебные постановления Верховного Суда Российской Федерации устанавливают паспорт гражданина РФ в качестве основного, но не единственного документа, удостоверяющего на территории РФ личность гражданина РФ, суд приходит к мнению, что свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенном на фотографии, выданное нотариусом, может быть признано документом, удостоверяющим личность гражданина России и, следовательно, быть предъявлено в орган пенсионного обеспечения для восстановлении выплаты пенсии.

При этом суд учитывает, что Основы законодательства РФ «О нотариате» также не содержат указания на то, в каких именно случаях и для каких именно целей может использоваться указанное свидетельство. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не содержит перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, на основании которых может быть восстановлена выплата пенсии по заявлению пенсионера.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в данной ситуации, поскольку истец в силу религиозных убеждений не может иметь паспорт гражданина РФ, предъявленное ею Свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, является допустимым документом, удостоверяющим личность Федоровой Э.А. в данном конкретном правоотношении - восстановлении выплаты пенсии, поскольку УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР-Ч., назначающее пенсию, может по данному свидетельству установить личность Федоровой Э.А., сверив ее с фотографией в свидетельстве.

При изложенных обстоятельствах отказ пенсионного фонда в восстановлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным. Поэтому исковые требования истца Федоровой Э.А. о признании незаконным решения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении выплаты трудовой пенсии по старости, и обязании возобновить выплату пенсии по старости на основании Свидетельства об удостоверении тождественности лица изображенного на фотографии, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении выплаты трудовой пенсии Федоровой Э.А. по свидетельству об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. восстановить Федоровой Э.А. выплату трудовой пенсии по старости на основании свидетельства об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, выданного нотариусом К. нотариального округа ЧР И.С.Н.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К.К. районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.