Дело № 2-1190/2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФИО2 о признании незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельный участок от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами потребления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельный участок от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами потребления. Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в результате проверки исполнения требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами было установлено, что на территории ФИО2, а именно на территории поля <адрес>, имеется несанкционированная стихийная свалка с бытовыми отходами, состоящими из пластиковой посуды, стеклянной тары, полиэтиленовых материалов, жестяных банок и бумаги. В свою очередь, несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушает экологические права и интересы граждан.
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыков Р.М. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования ФИО1 признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки на территории сельского поселения, в поле недалеко от хозяйства <адрес>, имелась свалка с бытовыми отходами и мусором. В настоящее время данная территория очищена от мусора, несанкционированная свалка ликвидирована.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.
Согласно справке, составленной заместителем Канашского межрайпрокурора Янтыковым Р.М. 29 сентября 2010 года, им была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации объектов размещения промышленных и бытовых отходов на территории ФИО2, в ходе которой установлена организация несанкционированной свалки с бытовыми отходами на территории сельского поселения в районе <адрес> (л.д. 6-7).
В подтверждение обстоятельств организации несанкционированной свалки суду представлен акт проверки от 29 сентября 2010 года, проведенной заместителем Канашского межрайонного прокурора Янтыковым Р.М. Из указанного акта усматривается, что в поле примерно в <адрес> имеется яма размером 10 х 5 метра глубиной 3 метра с твердыми бытовыми отходами и потребления.
Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, подтвердилась и в ходе дачи письменного объяснения главой ФИО2 от 29 сентября 2010 года (л.д. 9). Из содержания объяснения следует, что действительно на момент проверки на территории сельского поселения в районе <адрес> имеется стихийная несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов.
В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно норм ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу вышеприведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
На основании положений ст. 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства ФИО2 не были соблюдены, произошло захламление территории сельского поселения в районе <адрес> твердыми бытовыми отходами. В связи с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения, может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболеваний, как для человека, так и для животных.
Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, исковое требование ФИО1 к ФИО2 о признании незаконным бездействие ФИО2, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, суд находит подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, на день рассмотрения настоящего спора в суде допущенные ФИО2 нарушения законодательства в сфере обращения с отходами устранены.
Об этом факте свидетельствуют пояснения главы ФИО2, фотографии с участка местности по адресу: <адрес>, из которых видно, что захламленный участок земли очищен от мусора и отходов потребления.
Следовательно, исковые требования прокурора в части обязания ФИО2 очистить земельный участок от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами потребления суд находит исполненными.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск ФИО1, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 удовлетворить и признать незаконным бездействие ФИО2, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора.
Решение в части обязания ФИО2 очистить земельный участок от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами потребления считать исполненным.
Взыскать с ФИО2 в бюджет <адрес> Чувашской Республики государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов