Дело № 2-1299/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МИФНС № по ЧР к Николаеву В.М. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
установил:
МИФНС № по ЧР обратилась в суд с иском к Николаеву В.М. о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме № рублей № копейки и пени в сумме № копейки, мотивировав тем, что Николаев В.М. имеет в собственности недвижимое имущество в виде земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер №, кадастровая стоимость № рублей), и № доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» (кадастровый номер №, кадастровая стоимость № рублей). Согласно решения Собрания депутатов А. сельского поселения К. района по сроку уплаты земельного налога - не позднее ДД.ММ.ГГГГ - Николаеву В.М. был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере № рубль № копейки. В срок уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ Николаев В.М. не полностью заплатил земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ, а именно в размере № рублей № копейки. Несмотря на то, что в адрес Николаева В.М. было направлено требование о погашении задолженности с указанием суммы налога, подлежащей к уплате, до настоящего времени он добровольно ее не погасил. Просит взыскать с ответчика указанную сумму налога и пени.
В судебном заседании представитель истца МИФНС № по ЧР Ф.Ю.Н. вышеуказанные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Николаев В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, не просил суд об отложении судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ земельный налог является местным налогом и согласно статье 387 Налогового Кодекса РФ устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно пункта 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 ст. 392 Налогового кодекса РФ база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу указанных положений НК РФ, решением Собрания депутатов А. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) уплата земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ производится в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ по ставке №% от стоимости земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которым введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог», предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, в силу названной нормы Федерального закона № 141-ФЗ налогоплательщики земельного налога определяются не только на основании свидетельств о государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, но и на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Следовательно, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними (л.д. №) о праве Николаева В.М. на недвижимое имущество в виде доли земельного участка в размере №, расположенной по адресу: <адрес>» (кадастровый номер №, площадь объекта - № кв. метров), не влияет на его обязанность по уплате земельного налога.
В соответствии с представленными органами местного самоуправления в налоговый орган на основании ст. 92 НК РФ учетными данными налогоплательщика - физического лица в общей долевой собственности Николаева В.М. (л.д. №) с ДД.ММ.ГГГГ имеется недвижимое имущество в виде доли земельного участка в размере №, расположенной по адресу: <адрес>
Нахождение в собственности ответчика Николаева В.М. земельной доли, которая составляет № га, в том числе № га пашни, в общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> подтверждается постановлением и.о. главы К. районной администрации ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за №, списком собственников СХПК «Р.» и размером их земельных долей (л.д. №). В уставный капитал СХПК «Р.» принадлежащая Николаеву В.М. земельная доля не вносилась (л.д. №), поэтому он является плательщиком земельного налога пропорционально его доле в общей долевой собственности в соответствии со ст. 292 НК РФ.
Сумма, подлежащая к уплате Николаевым В.М по земельному налогу, составляет № рублей № копейки, из расчета: <данные изъяты>, где № рублей - налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка), а №% - налоговая ставка земельного участка.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, налоговые органы обязаны направить ему требование об уплате налога.
В данном случае, недоимка по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ у Николаева В.М. возникла после указанной даты, следовательно, налоговому органу требование об уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ Николаеву В.М. подлежало направить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически требование об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику в течение указанного времени, а именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №5), то есть до истечения срока, установленного статьей 70 НК РФ. При этом в требовании определен срок уплаты недоимки по налогу - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела налоговый орган первоначально обратился в суд к Николаеву В.М. с требованием о взыскании недоимки по земельному налогу в порядке приказного производства ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шести месяцев со дня истечения срока, установленного налогоплательщику в требовании об уплате налога (ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Размер пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определяется в следующем порядке (<данные изъяты>) = № копейки.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем доказательств, подтверждающих своевременное выполнение своих обязательств по оплате земельного налога, ответчиком суду представлены не были.
Следовательно, вышеуказанное требование истца о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине суд по правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ относит на ответчика. В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ ее размер составляет № рублей.
На основании вышеизложенногои, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Николаева В.М. недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей № копейки и пени в размере № копейки, обязав перечислить в бюджет по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Чувашской Республике; счет - №, ОКАТО - №, ИНН - №, КПП - №, банк получателя - <данные изъяты>, код платежа земельного налога - №, код платежа пени по земельному налогу - <данные изъяты>.
Взыскать с Николаева В.М. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова