Гр.дело №2-1142-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Егоровой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыгиной З.Н. к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Малыгина З.Н. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что она является собственником квартиры <адрес> на основании договора № на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и <данные изъяты> было принято решение об отнесении жилого дома <адрес> к категории ветхих с последующим его сносом и предоставлением жильцам дома других жилых помещений. Кроме того, Малыгина З.Н. в установленном законом порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Малыгина З.Н. обратилась в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ей равнозначного жилого помещения взамен подлежащего сносу общей площадью не менее <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> отказала Малыгиной З.Н. в предоставлении равнозначного по общей площади жилого помещения. Свой отказ <данные изъяты> мотивировала тем, что поскольку ранее занимаемое жилое помещение принадлежит ей (Малыгиной З.Н.) на праве собственности, то в соответствии со ст.32 ЖК РФ на орган местного самоуправления возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как указывает в своем исковом заявлении Малыгина З.Н., согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом на котором ему принадлежит жилое помещение, поэтому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма так и собственник жилого помещения. Поскольку она признана малоимущей, то есть не способной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то у ответчика в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В своем исковом заявлении Малыгина З.Н. просит обязать <данные изъяты> предоставить ей по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>, благоустроенную применительно к условиям <адрес>, отвечающую санитарным и техническим требованиям, и находящуюся в черте <адрес>
Истица Малыгина З.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель истца Малыгиной З.Н. - Немов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Малыгиной З.Н. поддержал по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что принадлежащая Малыгиной З.Н. на праве собственности квартира <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты>., что подтверждается техническим паспортом указанного жилого помещения. В экспликации к квартире <адрес> указано, что жилая площадь квартиры составляет <данные изъяты>; в квартире имеется коридор площадью <данные изъяты> и кладовая площадью <данные изъяты>. В соответствии со ст.15 ч.5 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В свидетельстве о государственной регистрации права на квартиру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь указанной квартиры необоснованно была указана как <данные изъяты>. В связи с признанием жилого дома <данные изъяты> непригодным для проживания <данные изъяты> разъяснила Малыгиной З.Н. о том, что она (<данные изъяты>) может предоставить ей жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ Малыгина З.Н. обратилась в <данные изъяты> Управления <данные изъяты> об устранении технической ошибки. Указанная ошибка была устранена. В повторном свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что общая площадь квартиры <данные изъяты>, составляет <данные изъяты>. После этого Малыгина З.Н. вновь обратилась в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>. Здесь <данные изъяты> свое мнение изменила и дала Малыгиной З.Н. ответ о том, что в соответствии со ст.32 ЖК РФ на орган местного самоуправления возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены. Однако Малыгина З.Н. не в состоянии приобрести себе жилое помещение, поскольку она является малоимущей.
Ответчик - представитель <данные изъяты> М.Р.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Малыгиной З.Н. не признала, пояснив, что жилой дом <адрес> - это одноэтажный бревенчатый барак, в котором расположены три квартиры. Вход в каждую квартиру осуществляется через сени. <данные изъяты> считает, что общая площадь квартиры <адрес>, составляет <данные изъяты>, а не <данные изъяты>, как это указано в свидетельстве о государственной регистрации права. Обозначенные в техническом паспорте квартиры <адрес> помещения, именуемые как «коридор» и «кладовая» не могут включаться в общую площадь квартиры, поскольку эти помещения представляют собой холодные сени, они выполнены из тонкого теса. Жилой дом <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. В связи с этим Малыгиной З.Н. была предоставлена благоустроенная квартира <адрес> общей площадью <данные изъяты>. <данные изъяты> не согласна предоставить Малыгиной З.Н. благоустроенную квартиру общей площадью <данные изъяты>, поскольку считает, что обозначенные в техническом паспорте квартиры <адрес> помещения, именуемые как «кладовая» и «коридор» не могут быть включены в общую площадь квартиры.
Выслушав объяснения представителей сторон, сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
На основании постановления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Малыгиной З.Н. предоставлена однокомнатная квартира <адрес> жилой площадью <данные изъяты> ( л.д.№).
На основании договора № на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Малыгиной З.Н. передана в собственность в порядке приватизации квартира <адрес> ( л.д.№).
Из вышеназванного договора следует, что общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>, в том числе площадь квартиры <данные изъяты>. Жилая площадь квартиры <данные изъяты>. ( л.д.№).
Из экспликации к квартире <адрес> следует, что общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты>. В том числе площадь квартиры - <данные изъяты> из нее жилая - <данные изъяты>; коридор - <данные изъяты>, кладовая - <данные изъяты> ( л.д.№).
Анализируя вопрос о том, должны ли площади коридора и кладовой включаться в общую площадь квартиры <адрес>, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.5 ст.15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Следовательно, закон не относит к ним летние помещения, коими являются балкон, лоджия, веранда и терраса.
Суд считает, что помещения, обозначенные в техническом паспорте как «коридор» и «кладовая», являются летними помещениями. Это следует из технического паспорта квартиры <адрес> В нем помещения, именуемые как «коридор» и «кладовая» (литер а) обозначаются и описываются как холодный пристрой ( л.д. №, оборот).
Из экспликации к квартире <адрес> следует, что коридор и кладовая включены в графу «Лоджии, балконы, кладовые и пр.) ( л.д.№).
О том, что общая площадь квартиры <адрес>, составляет не <данные изъяты>, следует и из иных письменных доказательств.
Так, из экспликации к квартире <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> (л.д.№); из карточки квартиросъемщика Малыгиной З.Н., представленной <данные изъяты> следует, что площадь квартиры <адрес> составляет <данные изъяты> ( л.д.№).
В учетном деле Малыгиной З.Н. ( представленном <данные изъяты>) имеется финансовый лицевой счет на квартиру <адрес>, выданный ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что жилая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> ( л.д.№); в финансовом лицевом счете вышеназванной квартиры, выданном ДД.ММ.ГГГГ, указано, что общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> (л.д.№).
Решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры <адрес>, не принималось, что следует из справки, представленной администрацией <данные изъяты> ( л.д.№).
В судебном заседании представитель истца Малыгиной З.Н. - Немов С.В. в качестве доказательств о том, что принадлежащая Малыгиной З.Н. квартира <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты>, сослался на лицевой счет на указанную квартиру, выданный <адрес> ( л.д.№), а также на свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№), указав, что исходя из указанной общей площади Малыгиной З.Н. осуществляла плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст.67 ч.2 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд считает, что указание в лицевом счете на квартиру <адрес> общей площади в <данные изъяты> произошло вследствие представления Малыгиной З.Н. в управляющую организацию в ДД.ММ.ГГГГ нового технического паспорта, из которого следует, что общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты>, поскольку, как было указано выше, в ранее выданных лицевых счетах общая площадь квартиры указывалась <данные изъяты>.
В том случае, если Малыгина З.Н. осуществляла плату за жилое помещение и коммунальные услуги по вышеназванной квартире исходя из общей площади в <данные изъяты>, последняя вправе требовать перерасчета оплаты за жилищно-коммунальные расходы.
Что касается свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), то при установленных выше обстоятельствах указание в свидетельстве общей площади квартиры <адрес> в <данные изъяты> не свидетельствует о том, что вновь предоставляемое Малыгиной З.Н. жилое помещение должно быть не менее <данные изъяты>
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ № и основанному на вышеназванном акте заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан непригодным для проживания по причине аварийного состояния и подлежащим сносу в связи с физическим износом в <данные изъяты> в процессе его эксплуатации, не подлежащим ремонту или реконструкции ( л.д. №).
Постановлением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Малыгиной З.Н. в соответствии с программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>» предоставлена квартира <адрес> ( л.д.№).
Общая площадь квартиры <адрес>, составляет <данные изъяты> что подтверждается копией технического паспорта ( л.д.№).
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Поскольку жилой дом <адрес>, в котором расположенная квартира <адрес> признан непригодным для проживания, <данные изъяты> предоставила Малыгиной З.Н. квартиру <адрес>, соответствующую требованиям ч.1 ст.89 ЖК РФ, то есть общей площадью не менее <данные изъяты>
Однако представитель Малыгиной З.Н. - Немов С.В. считает, что Малыгиной З.Н. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ право определять предмет и основание иска принадлежит истцу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по тем основаниям, которые указаны представителем истца в заявлении и поддержаны им в судебном заседании, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Малыгиной З.Н. к <данные изъяты> о предоставлении по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>, благоустроенной применительно к условиям <адрес>, отвечающей санитарным и техническим требованиям, и находящейся в черте <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.