о признании незаконным бездействия администрации в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза мусора



Дело № 2-1414/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации У. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации У. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании администрации У. сельского поселения К. района ЧР очистить земельные участки от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами производства и потребления,

установил:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации У. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации У. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участках земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, находящиеся на северной окраине <адрес> <адрес>; в двух ямах на северной стороне окраины <адрес> <адрес>, возле домов <адрес> - <адрес> <адрес>, <адрес>; обязании администрации У. сельского поселения К. района ЧР очистить земельные участки, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных по указанным выше адресам.

Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований муниципальным образованием «У. сельское поселение» К. района ЧР экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации. В ходе проверки были выявлены стихийные несанкционированные свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки, бумага и т.д.) в <адрес> <адрес>. Возле домов <адрес> <адрес> расположены две несанкционированные свалки площадью соответственно № кв. метров и № кв. метров. Площадь свалки возле домов <адрес> <адрес> составляет примерно № кв. метров. Размер площади на северной окраине <адрес> составляет в длину № метров и в ширину № метров. На северной стороне окраины <адрес> <адрес> расположены две ямы, огороженные по периметру железобетонными плитами и кирпичами, которые заполнены твердыми бытовыми отходами и отходами потребления.

В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Ишмуратова Л.Ф. исковые требования поддержала по изложенным в заявлениях (л.д. №) основаниям.

Представитель ответчика - глава У. сельского поселения К. района ЧР П.А.А. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения, в указанных выше местах имелись свалки с бытовыми отходами и мусором. Администрацией приняты меры по очищению от мусора мест несанкционированных свалок, часть мусора вывезена; поскольку большая часть свалок находится под снегом, после таяния снега указанные несанкционированные свалки будут полностью ликвидированы.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно справке заместителя Канашского межрайонного прокурора Янтыкова Р.М. им проведена проверка соблюдения требований экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации на территории муниципального образования «У. сельское поселение» К. района ЧР, в ходе которой установлена организация несанкционированных свалок с бытовыми отходами и отходами потребления на территории <адрес>, а именно: на северной окраине села - <адрес>; и <адрес> (л.д.№).

Из справки заместителя Канашского межрайонного прокурора Васильева О.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес>, а именно: возле домов №№ <адрес> <адрес> расположены две несанкционированные свалки; возле домов <адрес> <адрес> - одна несанкционированная свалка (л.д. №).

В подтверждение обстоятельств организации несанкционированных свалок с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления на территории Ухманского сельского поселения Канашским межрайпрокруором представлены в суд:

- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заместителем Канашского межрайонного прокурора Янтыковым Р.М. с участием специалиста территориального отдела Роспотребнадзора по ЧР в г. К., из которого усматривается, что на северной окраине <адрес>; и <адрес> расположены несанкционированные свалки (л.д. №);

-акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему (л.д. №), проведенного следователем СО при ОВД по К. району ЧР Н.Т.Н. в присутствии жителей с. У. И.А.Н. и А.Н.Г. с применением цифрового фотоаппарата. В ходе осмотра территории <адрес> <адрес> - оврага, расположенного между домами №№ <адрес> <адрес>, и оврага возле <адрес> обнаружены несанкционированные свалки с бытовыми отходами и отходами потребления;

-акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему (л.д. №), проведенного следователем СО при ОВД по К. району ЧР Н.Т.Н. в присутствии жителей с. У. И.А.Н. и А.Н.Г. с применением цифрового фотоаппарата. В ходе осмотра территории <адрес> <адрес> - оврага, расположенного возле домов №№ <адрес> обнаружена несанкционированная свалка с бытовыми отходами и отходами потребления.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу вышеприведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Вина администрации У. сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, подтвердилась и в ходе дачи письменных объяснения в Канашской межрайпрокуратуре главой администрации У. сельского поселения П.А.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

На основании положений ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией У. сельского поселения К. района ЧР не были соблюдены произошло захламление территории сельского поселения села <адрес> <адрес>: на северной окраине села <адрес>; в двух ямах на северной стороны окраины села <адрес>, возле домов <адрес> - №№ <адрес>, №№ <адрес> твердыми бытовыми отходами и отходами потребления.

Открытый доступ к месту их несанкционированного размещения может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболеваний как для человека, так и для животных.

Бездействием администрации сельского поселения в виде неисполнения ею обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации У. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации У. сельского поселения К. района, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании объяснениями главы администрации У. сельского поселения К. района ЧР П.А.А. на день рассмотрения настоящего дела в суде допущенные администрацией У. сельского поселения К. района ЧР нарушения законодательства в сфере обращения с отходами полностью не устранены.

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет № рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации У. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать ее очистить от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами потребления земельные участки, расположенные:

на северной окраине <адрес>;

в двух ямах на северной стороне окраины <адрес>;

возле домов №№ <адрес>,

возле домов №№ <адрес>.

Взыскать с администрации У. сельского поселения К. района ЧР в доход местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова