Дело № 2- 1345/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой И.В. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
установил:
Решением УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Михайловой И.В. отказано во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «К. ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением Михайлова И.В. обратилась в суд с иском к УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным и отмене его решения, включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом и заведующей фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «К. ЦРБ», и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Считает, что не приведение работодателем наименования фельдшерского пункта в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения не должно являться основанием для отказа во включении периодов работы в данном учреждении в специальный стаж, поскольку она фактически осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения на должности и в учреждении, предусмотренных Списком. Ответчиком при вынесении указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ также не было учтено то обстоятельство, что приказом по К. ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения допущенного нарушения Н. ФП переименован в ФАП с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она постоянно на условиях полного рабочего дня работает в должности заведующей Н. ФАП. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она выполняла как фельдшерскую работу, так и акушерскую работу. Возражая против не включения ответчиком в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указала, что согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя зарплата, из которой производятся предусмотренные законом удержания.
В судебном заседании истец Михайлова И.В. и ее представитель - адвокат Воробьева М.Н. поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям, письменно уточнили исковые требования, просили включить спорные периоды в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца).
Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР К.Е.Н. исковые требования не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в г. К. и К. районе ЧР.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Правительством РФ утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, подлежащий применению до 01 ноября 1999 года.
Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяющийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года.
При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.
Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера.
В вышеназванный Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанных в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) определяется по следующим правилам: 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. №) должность, в которой истец работала в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась заведующий фельдшерским пунктом, а с ДД.ММ.ГГГГ (после переименования фельдшерского пункта в фельдшерско-акушерский пункт) - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом. В указанной должности Михайлова И.В. находится до настоящего времени. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Михайлова И.В. работала в качестве фельдшера в медико-санитарной части НГДУ «У.» в условиях города.
Из пояснений истца следует, что, работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом она помимо организационных функций, большую часть времени выполняла следующие обязанности: оказывала лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь населению, первую неотложную медицинскую помощь, выполняла врачебные назначения, устанавливала диагнозы, назначала и проводила лечение; осуществляла текущий санитарный надзор, организовывала и проводила противоэпидемические мероприятия, организовывала и проводила профосмотры населения; проводила санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
То есть фактически истец одновременно осуществляла и должностные обязанности фельдшера, установленные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года №18247).
Аналогичные должностные обязанности содержались в должностной инструкции заведующего Н. фельдшерско-акушерским пунктом К. ЦРБ (л.д. №), а также в действующей в настоящее время должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «К. ЦРБ» (л.д.№).
В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего ФП и ФАП она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Михайлова И.В., что подтверждается тарификационными списками, согласно которым в Н. фельдшерском пункте, впоследующем в фельдшерско-акушерском пункте предусмотрены должность заведующего фельдшерским пунктом (фельдшерско-акушерским пунктом) и санитарки (л.д. №); в штатном расписании на № год должность истца указана как заведующий-фельдшер (л.д. №).
Должность истца - «заведующий фельдшерским пунктом» с 1 ноября 1999 года начала именоваться «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом» и относилась согласно справке МУЗ «К. ЦРБ» к среднему медицинскому персоналу (л.д. №).
Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Михайлова И.В., работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу.
То обстоятельство, что в спорные периоды работы Михайловой И.В. последняя наряду с должностными обязанностями заведующей фельдшерским пунктом (с 1 ноября 1999 г. - фельдшерско-акушерским пунктом) исполняла обязанности фельдшера подтверждается также справкой МУЗ «К. центральная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которой истец как заведующая фельдшерско-акушерским пунктом по деревням и сельским местностям исполняла также обязанности фельдшера по лечению и оказанию первой медицинской помощи больных.
Действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты (в том числе приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 года № 1000, которым утверждено Положение о фельдшерско-акушерском пункте (Приложение № 53 к приказу)) предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 9000 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.
На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом, в которые фактически истец выполняла обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера, и ее должность должна была именоваться именно так, является незаконным и необоснованным.
Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа подлежит удовлетворению к периодам работы Михайловой И.В. в должности заведующего фельдшерского пункта до 01 ноября 1999 года и после 01 ноября 1999 года в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в связи с тем, что истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе и в сельской местности, то есть имеет смешанный трудовой стаж.
Исковые требования Михайловой И.В. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего.
Факт нахождения истца Михайловой И.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Н. фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «К. ЦРБ», то есть в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года, подтверждается материалами дела (л.д. №).
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).
Трудовые отношения с истцом в периоды нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.
В связи с этим периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика подлежит отмене как незаконное.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратился к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Михайловой И.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Михайловой И.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 30 лет № месяцев № дней исходя из следующего расчета:
№ г. № мес. № дн. (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № мес. № дн. (суммарно периоды работы в должности заведующего ФП и ФАП, в т.ч. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Следовательно, трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у нее на эту дату необходимого 30- летнего льготного стажа.
Истцом заявлено ходатайство о взыскании с ответчика понесенных расходов за составление искового заявления, которые в силу ст. 94 ГПК РФ относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Из представленной истцом квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Михайлова И.В. в кассу К. коллегии адвокатов за составление искового заявления внесла № рублей.
Поскольку иск Михайловой И.В. удовлетворен полностью, то по правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу в размере понесенных им по делу судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить частично:
обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч:
- включить Михайловой И.В. период работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца),
- включить Михайловой И.В. период работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца),
- назначить Михайловой Ирине Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. в пользу Михайловой И.В. судебные расходы на составление искового заявления в размере №
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.