Дело № 2-111/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
с участием прокурора Тимофеевой И.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
установил:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления, находящаяся в овраге на <адрес>, и обязании администрации Х. сельского поселения К. района ЧР очистить от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами производства и потребления земельный участок, расположенный по указанному выше адресу.
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований муниципальным образованием «Х. сельское поселение» К. района ЧР экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации. В ходе проверки была выявлена стихийная несанкционированная свалка с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки, бумага и т.д.) в д. Х. К. района: <адрес> составляющая в длину № метров и в ширину № метров.
Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушает экологические права и интересы граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - глава Х. сельского поселения К. района ЧР И.Л.Г. исковые требования Канашского межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки на территории сельского поселения в д. Х. в указанном выше месте имелась свалка с бытовыми отходами и мусором. В настоящее время указанный участок в ходе проведенного субботника очищен от мусора, несанкционированная свалка ликвидирована. В подтверждение устранения допущенного нарушения представил соответствующий акт.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно справке заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М. ДД.ММ.ГГГГ им была проведена проверка соблюдения требований экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации на территории муниципального образования «Х. сельское поселение К. района ЧР», в ходе которой установлена организация несанкционированной свалки с бытовыми отходами и отходами потребления на территории д. Х. К. района, а именно: в <адрес> (л.д. №).
По результатам данной проверки заместителем Канашского межрайонного прокурора Янтыковым Р.М. с участием специалиста Роспотребнадзора ЧР в г. К. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, который подтверждает наличие в вышеобозначенном месте на территории д. Х. несанкционированной свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (л.д. №).
В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу вышеприведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Администрация Х. сельского поселения К. района ЧР является юридическим лицом (л.д. №).
На основании положений ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).
В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Х. сельского поселения К. района ЧР не были соблюдены, произошло захламление твердыми бытовыми отходами и отходами потребления территории деревни Х. К. района, расположенной в границах указанного сельского поселения, в <адрес>
Наличие открытого доступа к местам размещения указанных несанкционированных свалок может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболеваний, как для человека, так и для животных.
Бездействием администрации сельского поселения в виде неисполнения ею обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
Согласно ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В судебном заседании было установлено, и подтверждается актом (л.д. №), утвержденным ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Х. сельского поселения, что по представлению прокурора об устранении нарушений природного законодательства жители <адрес> ДД.ММ.ГГГГ провели субботник по уборке мусора в <адрес> и благоустройству территории. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ субботника, то есть сразу после проведенной прокуратурой вышеназванной проверки, земельный участок на котором была расположена стихийная несанкционированная свалка с мусором и отходами производства и потребления по указанному адресу, был очищен. Для сбора мусора в настоящее время отведен земельный участок, на котором поставлен контейнер с ограждением, мусор вывозится согласно графику по мере наполнения контейнера ООО «УК ЖКХ К. района». Ответчиком суду не представлены доказательства того, что указанные нарушения были устранены до обращения прокурора в суд с настоящим иском, поэтому суд исходит, что устранение имело место после подачи иска в суд.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, расположенном в <адрес>, на котором находится несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами потребления, и обязать администрацию Х. сельского поселения К. района ЧР очистить указанный земельный участок от несанкционированной стихийной свалки.
Решение в части возложения на администрацию Х. сельского поселения К. района ЧР обязанности по устранению выше указанных нарушений считать исполненной.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова