о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора



Дело № 2-112/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

с участием прокурора Янтыкова Р.М.,

при секретаре Ивановой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации С. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации С. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

установил:

К. межрайонный прокурор ЧР с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации С. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации С. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участках земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, находящиеся: <данные изъяты> и обязании администрации С. сельского поселения К. района ЧР очистить от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами производства и потребления земельные участки, расположенные в вышеуказанных местах.

Заявление мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой ЧР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований муниципальным образованием «С. сельское поселение» К. района ЧР экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации. В ходе проверки были выявлены стихийные несанкционированные свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки, бумага и т.д.) в д. С. К. района:

свалка в овраге <данные изъяты> до свалки расстояние составляет № метров;

свалка в овраге <данные изъяты>;

свалка в овраге <данные изъяты> до свалки расстояние составляет № метров.

Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушает экологические права и интересы граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта.

В судебном заседании заместитель К. межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - глава С. сельского поселения К. района ЧР И.З.Г. исковые требования К. межрайонного прокурора признала в полном объеме и суду пояснила, что действительно на момент проверки на территории сельского поселения в д. С. в указанных выше местах имелись свалки с бытовыми отходами и мусором, которые до выпадения снега были частично ликвидированы; обязалась после таяния снега закончить ликвидацию свалок.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно справке заместителя К. межрайпрокурора Я.Р.М. ДД.ММ.ГГГГ им была проведена проверка соблюдения требований экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации на территории муниципального образования «С. сельское поселение К. района ЧР», в ходе которой установлена организация несанкционированных свалок с бытовыми отходами и отходами потребления на территории д. С. К. района, а именно: в овраге <данные изъяты>; в овраге <данные изъяты>; в овраге <данные изъяты> (л.д. №).

По результатам данной проверки заместителем К. межрайонного прокурора Я.Р.М. с участием специалиста Роспотребнадзора ЧР в г. К. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, который подтверждает наличие в вышеобозначенных местах на территории д. С. несанкционированных свалок с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (л.д. №).

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу вышеприведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица администрация С. сельского поселения К. района ЧР является юридическим лицом (л.д. №).

На основании положений ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией С. сельского поселения К. района ЧР не были соблюдены, произошло захламление твердыми бытовыми отходами и отходами потребления территории деревни С. К. района, расположенной в границах указанного сельского поселения, в овраге <данные изъяты>; в овраге <данные изъяты>; в овраге <данные изъяты>.

Наличие открытого доступа к местам размещения указанных несанкционированных свалок может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболеваний, как для человека, так и для животных.

Бездействием администрации сельского поселения в виде неисполнения ею обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации С. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации С. сельского поселения К. района, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании объяснениями главы администрации С. сельского поселения К. района ЧР И.З.Г. на день рассмотрения настоящего дела в суде допущенные администрацией сельского поселения нарушения законодательства в сфере обращения с отходами не устранены.

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации С. сельского поселения К. района ЧР удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации С. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать ее очистить от несанкционированных стихийных свалок с мусором и отходами потребления земельные участки, расположенные <данные изъяты>.

Взыскать с администрации С. сельского поселения К. района ЧР в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере № рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200