Дело № 2-427/2011
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Федорову Ю.И. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к ИП Федорову Ю.И. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно в помещение магазина «<данные изъяты>», расположенной в доме № № помещение № по <адрес>
Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки магазина «<данные изъяты>» ИП Федорова Ю.И., расположенной по адресу: <адрес>, помещение №, установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазин не созданы, вход в магазин не оборудовано пандусом и поручнем, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать собственника помещения Федорова Ю.И. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты>», установить пандус и поручни для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Янтыков Р.М. требования прокурора поддержал по изложенным в иске доводам и, уточняя их, просил не ИП Федоров Ю.И. обязать создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты>» ИП Федорова Ю.И., расположенного по адресу: <адрес>, помещение №, а собственника Федорова Ю.И., так как собственником помещения является он, которое судом принято.
Ответчик - Федоров Ю.И. исковые требования прокурора признал в полном объеме и суду пояснил, что действительно помещение № в <адрес> принадлежит ему на праве собственности. Данное нежилое помещение используется под магазин «<данные изъяты>», которое также принадлежит ему, как индивидуальному предпринимателю. Не отрицает, что вход в помещение магазина не оборудовано пандусом, но примет меры по устранению данного нарушения.
Отдел социальной защиты населения <адрес>, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
Главный архитектор <адрес> в суд не явилась, представили письменное заявление о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в магазин «<данные изъяты>» ИП Федорова Ю.И., расположенного по адресу: <адрес>, помещение №.
Проверкой установлено, что доступ в магазин не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение магазина не оборудовано пандусом, размер перепада высоты порога входной двери составляет № см. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5).
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» ИП Федорова Ю.И. является объектом социальной инфраструктуры.
Собственником помещения магазина «<данные изъяты>» в <адрес> является Федоров Ю.И., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6)
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 200 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Федорова Ю.И. в трехмесячный срок создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты>» ИП Федорова Ю.И., расположенного по адресу: <адрес>, помещение №, а именно оборудовать пандус с поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения.
Взыскать с Федорова Ю.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере №) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В.Архипов